Rambler's Top100 Rambler's Top100

Богословие и богословы XX века
Богословская методология

Гренц С., Олсон Р.


Кюнг призывал к ответственному с историко-критической точки зрения созданию догматического богословия, основанного на исторически и критически обоснованной экзегезе. Мы увидим, что в связи с этим даже у наиболее благосклонных критиков Кюнга возникает вопрос о том, какова же будет истинная абсолютная норма его критической экуменической парадигмы: Новый Завет, периодически упоминаемый им в прошлых работах, личность Иисуса Христа, евангелие Иисуса Христа или историко-критическая методология.

Будучи католиком, Кюнг должен найти в своей богословской методологии место для христианской традиции. Он отводит ей второстепенную роль как источнику или норме христианского учения. Евангелие Иисуса Христа и есть абсолютная норма, краеугольный камень всякой истины, превосходя даже Библию. Церковное предание, в том числе и Библия, наряду с трудами отцов церкви, решениями соборов и папскими указами, составляет norma normata, вторичную норму христианского вероучения. В своих последних работах Кюнг стал уделять значительно меньше внимания церковной традиции как основной составляющей структуры и направления новой богословской парадигмы.

Все вышесказанное касается представления Кюнга о первом полюсе, или источнике и норме новой «критико-экуменической» богословской парадигмы — христианском учении. Теория Кюнга напоминает диалектическое богословие со значительной примесью историко-критической методологии. Главное в христианском учении — Иисус Христос и его евангельское жизнеописание. Кюнг говорил об этом так: «Светом и силой Иисуса Христа в этом мире мы можем жить, действовать, страдать и умирать, как подобает настоящему человеку. Мы можем полностью посвятить себя служению ближним, поскольку о нас печется сам Бог». Библия, в частности Новый Завет, является частью этой абсолютной богословской нормы, выполняя функцию ее исторического проводника, но и она должна быть подвергнута критике. Подобно церкви, Библия в целом безупречна, однако ее нельзя считать непогрешимой. Истина Божья сияет сквозь все ошибки и заблуждения библейских авторов. Церковная традиция помогает установить истину христианского учения и заслуживает уважения в качестве вторичного источника или нормы богословия, но при этом она еще более открыта для критики и внесения изменений, чем Библия.

<< Предыдущая <> Следующая >>


Библиотека журнала "Златоуст"
Hosted by uCoz