Rambler's Top100 Rambler's Top100

Богословие и богословы XX века
Богословская парадигма постмодернизма

Гренц С., Олсон Р.


Богословская парадигма постмодернизма

Идея критической рациональности нашла свое отражение и в методах, которые Кюнг использовал в своей переработке христианского учения. Не только апологетика, но и систематическое богословие должны отличаться критичностью, чтобы заслужить серьезное к себе отношение, говорил он: «Законы богословия, в принципе, практически ничем не отличаются от законов других наук. В нем тоже нельзя допускать иррациональности, неоправданных реакций и субъективных решений». В то же время рациональность не следует возводить в абсолют, позволяя ей перерасти в идеологию и с самого начала связать руки трансцендентному Божьему Слову. В систематическом богословии, как и в апологетике, Кюнг стремился избежать крайностей.

Католический мыслитель призвал к созданию новой, постмодернистской парадигмы в богословии. Саму концепцию парадигмы он заимствовал у Томаса Куна, который написал знаменательное для философии науки исследование, озаглавленное «Структура научных революций» (1962 и 1971). Кун утверждал, что развитие науки не идет гладким рациональным путем. Оно движется вперед неровными толчками, благодаря резкому сдвигу в основополагающей системе смысла и его толкования (парадигме). Эти сдвиги производят переворот в научной мысли и происходят, когда одна парадигма, например, ньютоновская физика, уже не в состоянии объяснить новые открытия и вынуждена уступить место иной, радикально новой парадигме, например, квантовой физике. По мнению Кюнга, научная революция не носит чисто рациональный характер. Ученые с нежеланием расстаются с прежними представлениями о природе и методах ее изучения. Они меняют точку зрения либо постепенно, либо одномоментно, столкнувшись с множеством неопровержимых доказательств. Как правило, сдвиги парадигм происходят усилиями самых молодых членов научного сообщества, не желающих довольствоваться наследием прошлого.

Кюнг считает, что проведенный Куном анализ смены парадигм в естественных науках справедлив для всех дисциплин, включая богословие. Историю христианского богословия можно проанализировать с точки зрения смены не только типов богословия, но и «целых созвездий принципов, ценностей и приемов». Примером такой смены парадигм в христианском богословии может служить протестантская Реформация, принесшая с собой нечто большее, чем простое смещение акцентов или новое толкование тех или иных понятий. Это был радикальный переход от средневековой схоластики и авторитарного традиционализма к полному сосредоточению на Писании и вере, затронувший самые основы богословия. Изменить свои взгляды в соответствии с Реформацией означало не просто начать все заново или пересмотреть свое мнение. Для этого требовалось настоящее обращение, но не иррациональный прыжок веры.

<< Предыдущая <> Следующая >>


Библиотека журнала "Златоуст"
Hosted by uCoz