Rambler's Top100 Rambler's Top100

Богословие и богословы XX века
«Критическая рациональность» Кюнга

Гренц С., Олсон Р.


Книга представляет собой объемное косвенное обоснование рациональности веры в Бога. Она, разумеется, далека от традиционных попыток доказать существование Бога. Однако Кюнг считал, что сегодня достаточно лишь показать людям, что вера в Бога не иррациональна, как утверждают многие секуляристы, а разумно оправдана. Убедительность этого доказательства непосредственно связана с его критикой атеизма. Будучи рационально неопровержимым, «отрицание Бога подразумевает в конечном итоге неоправданную веру в реальную действительность», если только человек не предпочитает нигилизм в чистом виде, который несовместим с практикой повседневной жизни.

Свою защиту рациональности теизма Кюнг начинает с заявления о необходимости занять определенную позицию по отношению к неопределенной реальности: окружающая нас действительность либо заслуживает нашего полного доверия, либо нет. Вселенная — наш дом, полный смысла и ценности, или чистая случайность, лишенная какой-либо трансцендентной значимости? Если мы выбираем последнее, значит, мы, по определению, нигилисты. Но нигилизм не может служить основанием этических и эстетических принципов, поскольку отрицает все и вся. Однако большинство людей это не приемлют; основополагающее доверие оказывается для них куда привлекательнее.

Но, выбирая доверие, утверждает Кюнг, мы одновременно делаем еще один выбор: либо неопределенная реальность имеет основание и первоисточник, преодолевающий ее абсолютную неопределенность, либо такой источник отсутствует. Вселенной управляет либо божественный промысел, либо случай. Вера в то, что реальность находится под властью личностного трансцендентно-имманентного Бога, рационально оправдана, поскольку, в отличие от атеизма, предполагает наличие основополагающего доверия.

В сравнении с традиционным естественным богословием и позицией Барта, полностью его отвергавшего, подход Кюнга можно считать весьма умеренным. Сам он поместил свой метод доказательства существования Бога «между Карлом Бартом и I Ватиканским собором». При этом он считал его оптимальным подходом на сегодняшний день, поскольку он сохраняет и рациональность, и веру, а это необходимо даже в области естественных наук.

<< Предыдущая <> Следующая >>


Библиотека журнала "Златоуст"
Hosted by uCoz