Rambler's Top100 Rambler's Top100

Богословие и богословы XX века
Богословская парадигма постмодернизма

Гренц С., Олсон Р.


По оценке Кюнга, католическая церковь и христианство в целом уже готово к очередной смене парадигм, столь же решительной, как и во времена Реформации. Новая парадигма, писал он в «Богословии третьего тысячелетия», должна быть «постмодернистской», сочетая в себе «имманентную критику модернизма» и «разумное неуклонное движение вперед».

Одной из любимых концепций Кюнга была гегелевская идея Aufhebung. Точный перевод этого термина вызывает большие затруднения. Представление Кюнга о постмодернизме дает возможность прояснить смысл гегелевской концепции. Постмодернистская парадигма должна стать Aufhebung модернизма (то есть культуры, сформировавшейся под влиянием Просвещения). Она призвана пойти дальше модернизма, не умаляя его заслуг. Прочные позитивные ценности модернизма будут сохранены, а все отжившее подлежит замене. Модернизм, утверждал Кюнг, необходимо «сохранить, подвергнуть критическому анализу и превзойти» в новой культурной парадигме, включающей в себя философию и богословие.

Таким образом, Кюнг не против Просвещения, он даже считает, что сейчас уже невозможно вернуться эпохе, предшествующей ему. Современный мир уже нельзя представить себе без развития критического мышления, науки и историко-критического метода исследования, а также без просветительского акцента на человеческой свободе и независимости. Богословие должно одним из первых признать этот факт. Но такие отрицательные, даже ненаучные элементы культуры модернизма, как догматический рационализм и миф о неизбежности прогресса, должны уступить место более совершенным представлениям о разуме и реалистичной оценке опыта. Отношение Кюнга к Просвещению и модернизму нашло свое отражение в уже рассмотренной нами идее критической рациональности.

Кюнг призывал к созданию новой, постпросветительской парадигмы богословия, «современной экуменической парадигмы», которая сформировала бы «критическое экуменическое богословие». В своем «Богословии третьего тысячелетия» он не дал полной картины новой парадигмы, зародившейся в современном богословии, а лишь обрисовал некоторые принципы, нормы и направления ее развития.

<< Предыдущая <> Следующая >>


Библиотека журнала "Златоуст"
Hosted by uCoz