Rambler's Top100 Rambler's Top100

Богословие и богословы XX века
«Критическая рациональность» Кюнга

Гренц С., Олсон Р.


Использование выражения «основополагающий выбор» составляет часть эпистемологического подхода, который Кюнг называет «критической рациональностью». Он считает его более подходящим для современного научного мышления и христианской веры, чем критический рационализм или фидеизм.

«Критический рационализм» — это концепция разума, предложенная Декартом и ограничивающая подлинное знание математическими доказательствами и опровержениями. В XX веке ее активно пропагандировали Карл Поппер и Ханс Альберт. Эта позиция близка к позитивизму, поскольку критерием истины здесь также считается эмпирическая проверка. Кюнг утверждал, что такая аргументация неприемлема, поскольку предполагает существование своего рода Архимедовой точки опоры для рациональности. Вера в способности разума требует некой безусловной веры в рациональность вселенной. Следовательно, добавлял он: «Всякое знание... содержит “исходную предпосылку”, которую можно считать “вопросом веры”». Кроме того, критический рационализм Поппера не принимает во внимание «множественную размерность» и «сложную страфикацию» реальности, низводя все до эмпирических данных».

Иррациональность, или фидеизм, столь же неприемлем, как и догматический рационализм. Поэтому Кюнг избрал нечто среднее и назвал его «путем критической рациональности». Этот подход изначально предполагает неопределенность состояния реальности и нашего человеческого представления о ней, а также существование многочисленных вариантов реальности, и строится на сверхрациональных решениях, которые, в лучшем случае, могут быть рационально обоснованными представлениями о природе реальности. По признанию Кюнга, эти основополагающие взгляды невозможно окончательно доказать или опровергнуть. И все же они практически обоснованы, поскольку соответствуют человеческому опыту в целом.

В книге «Существует ли Бог?» Кюнг использовал метод критической рациональности применительно к вере в Бога. Вслед за Кантом он утверждал, что человеческое существование нельзя ни доказать, ни опровергнуть, поскольку оно находится за пределами доступного для человеческого разума. Но при этом веру в Бога нельзя считать иррациональным «принесением в жертву собственного рассудка». Она, скорее, представляет собой разумно оправданное основополагающее доверие, которое можно косвенно подтвердить через «данную в опыте.реальность человека и мира». Иными словами, существование Бога отвечает на некоторые общечеловеческие вопросы и объясняет многое в общечеловеческом опыте. В конечном итоге, если Бог существует, сама неопределенная реальность обретает последовательность, смысл и основу бытия. Если же Бога нет, реальность остается неопределенной, и у человека уже нет никаких оснований для основополагающего доверия кому-либо.

<< Предыдущая <> Следующая >>


Библиотека журнала "Златоуст"
Hosted by uCoz