Богословие и богословы XX века
Прошлое и будущее в поисках богословия
ТРАНСЦЕНДЕНТНОСТИ И ИММАНЕНТНОСТИ
Прошлое и будущее в поисках богословия
ТРАНСЦЕНДЕНТНОСТИ И ИММАНЕНТНОСТИ
Во все времена перед богословием стояла задача определения христианского представления о природе Бога, которая бы уравновешивалаи поддерживала в творческом конфликте два божественных атрибута — трансцендентность и имманентность. Библейский Бог самодостаточен и существует вне мира. Он царит над вселенной и посещает свое творение. Но в то же время он участвует в жизни своего творения, активно взаимодействуя с миром в ходе исторических и естественных процессов.
В XX веке богословы пытались решить эту задачу,которую они унаследовали от своих предшественников, в условиях нарушенного равновесия. Сложившаяся ситуация стала результатом отказа ученых эпохи Просвещения от единства мнений, существовавшего в Средние века.
Средневековые мыслители стремились установить равновесие между трансцендентностью и имманентностью с помощью особых категорий. Бог обитал на небесах, но при этом активно участвовал в жизни мира. Этот Бог в начале явил себя людям как Творец, а затем как Искупитель, воплотившись в Иисусе. В средневековом представлении Бог продолжает деятельно присутствовать в мире при посредничестве церкви, которая служит связующим звеном между небом и землей. В жизни церкви, особенно в отправлении таинств, находят отражение духовные реалии, сущие на небесах.
Эпоха Просвещения стерла границу, разделявшую эти две сферы. Творение вошло в непосредственный контакт с Творцом. Для этого ему потребовалась лишь помощь разума с его способностью к познанию Логоса, общего для всей вселенной. Проникая в самую суть Логоса, разум может постичь все тайны бытия. Век разума сформировал
мировоззрение, которое сегодня принято называть модернизмом. Его сторонники ищут, и порой даже уверяют, что нашли абсолютное знание и уверены в его истинности.
Мыслители девятнадцатого века попытались преодолеть рационализм Просвещения. Но, несмотря на благие намерения, богословы этого периода не смогли отказаться от предпочтения имманентности, унаследованное от эпохи разума. К тому же нельзя сказать, что они ставили перед собой именно такую цель. Таким образом, их коллегам в XX веке предстояло самим решить проблему характеристики трансцендентности имманентного Бога и одновременно добиться желанного равновесия.