Богословие и богословы XX века
Хронология Просвещения
Просвещение оказало огромное влияние на поиски богословского равновесия между трансцендентностью и имманентностью. Оно подготовило почву для полного пересмотра прежних попыток найти гармоничное соотношение этих двух божественных качеств.
Эпоха отцов церкви достигла своего расцвета в великих идеях Августина, епископа Гиппонского, — вероятно, самого влиятельного христианского богослова всех времен. Учение Августина служило образцом богословской системы на протяжении Средних веков и значительной части периода Реформации. Несмотря на разногласия в деталях, все богословы в общем придерживались единых взглядов, во многом сформировавшихся под влиянием Августина.
Центром этой системы взглядов, объединявшей столь несхожие в остальном периоды Западной истории, являлась иерархия реального мира, на вершине которой стоял Бог, а чуть ниже — сонмы ангелов. Человек, которого Бог «не много умалил пред Ангелами» (Пс. 8, 6), царит над прочим живым и неживым творением.
Возвышаясь над миром в своей запредельности, Бог, тем не менее, активно вмешивается в его историю. Он предопределил избранных ко спасению и неоднократно принимал живое участие в судьбе человечества, кульминацией чего стало явление Иисуса Христа. Бог и теперь продолжает направлять ход человеческой истории, действуя, главным образом, в жизни церкви посредством дарованной нам благодати.
Августиново равновесие было доведено до совершенства в Средние века и лишь слегка перефразировано реформаторами и их последователями, протестантскими схоластами. Но даже с учетом должного внимания, уделявшегося имманентности, в процессе поисков справедливого соотношения чаша весов неизменно склонялась в сторону трансцендентности Бога. Великие готические соборы, чье строительство ознаменовало собой расцвет Средневековья, стали немыми свидетелями природы богословского синтеза, попытки уравновесить величие Бога и его желание участвовать в судьбе своего творения, всегда заканчивавшиеся в пользу трансцендентности.
Хронология Просвещения
В XVII—XVIII веках равновесие, достигнутое средневековыми богословами и «отшлифованное» во времена Реформации, было нарушено окончательно и бесповоротно. На смену прежней иерархии бытия пришла новая космология. В результате трансцендентность утратила свое преимущество перед имманентностью.