Rambler's Top100 Rambler's Top100

Богословие и богословы XX века
Глава 1 Просвещение, нарушение классического равновесия

Гренц С., Олсон Р.


Вправе ли мы утверждать, что события XX столетия ознаменовали конец богословия? Ответ на этот вопрос следует искать в XXI веке. Но одно можно с уверенностью сказать уже сейчас. Накренившееся богословское строение, устроенное на заведомо неустойчивом основании, — будь то односторонний акцент на трансцендентности или имманентности — нельзя исправить «косметическим ремонтом», добавив недостающий элемент. Напротив, усердный строитель должен начать все с самого начала. Ведь если основание заложено неправильно, едва ли можно рассчитывать на прочность всего строения.

История богословия XX века началась в 1914 году. Но своими корнями оно уходит еще глубже, в совсем другую эпоху. Именно как ответная реакция на нее и родились богословские идеи двадцатого столетия. Яснее всего они предстают в сравнении со взглядами предшествовавшего века, которые не могли не вызвать бурной реакции в умах людей, против воли вовлеченных в многолетнюю жестокую борьбу. Истоки богословия девятнадцатого века, в свою очередь, следует искать в переменах, которые принесла с собой великая революция, произошедшая в западном мышлении, известная нам как Просвещение. Итак, наша история начинается с Века разума.

Глава 1

Просвещение, нарушение классического равновесия

Представления христиан о Боге, самих себе и окружающем мире раз и навсегда изменились под влиянием эпохи, вошедшей в историю западной мысли как Просвещение и ознаменовавшей собой переход от древности к современности. Поставив под сомнение привычные авторитеты и сделав акцент на личной вере, Реформация помогла человечеству выйти из Средневековья. Но семена, упавшие в почву в шестнадцатом веке, созрели в эпоху Просвещения.

Мыслители отказались принимать древние догматы лишь на том основании, что они составляли часть общепринятого церковного учения. Свет разума, сияющий в каждом отдельном человеке, лишил церковные власти прежнего неоспоримого авторитета. Простое обращение к классическим богословским формулам уже не решало интеллектуальные споры. Всякий мыслящий человек теперь хотел убедиться в рациональности своих верований. Законодателей общественного мнения больше не интересовали сложные аргументы совершенно нерациональных, как им казалось,учений о Троице или заместительной жертве Христа, основанные на Библии и решениях церковных соборов. Просветители стремились привести религиозные убеждения в соответствие с общепринятыми взглядами, наполненными положительным нравственным смыслом. Подорвав основания и изменив направление развития христианского богословия, Просвещение полностью изменило и само христианство. Значение эпохи разума столь велико, что ее влияние ощущается повсюду. Отказываясь принимать ее всерьез, христиане прежде всего ставят под удар богословие. Нежелание осмыслить произошедшие значительные перемены неизбежно приводит к изоляции христианства, когда вера становится делом сугубо частным, а голос церкви едва различим в современном обществе.

<< Предыдущая <> Следующая >>


Библиотека журнала "Златоуст"
Hosted by uCoz