Rambler's Top100 Rambler's Top100

Богословие и богословы XX века
Неприятие либерализма

Гренц С., Олсон Р.


Неприятие либерализма

Сделанный нами обзор идей Нибура и его сложные взаимоотношения с другими представителями неоортодоксии представляют собой широкий контекст для более подробного анализа причин, побуждавших его к неприятию либерализма. Опыт пасторского служения и изучение христианской литературы побудили Нибура обрушиться с резкой критикой на господствовавшие в то время богословские и социальные воззрения, хотя в то же время он с большим уважением относился к наследию либерализма. Он даже подверг критике его воплощение в движении за социальное евангелие, с представителями которого он поддерживал тесную связь.

Суть его критических замечаний сводилась к ощущению, что в своем наивном оптимизме либералы утратили связь с Писанием, в частности, с библейским учением о природе человека. Поначалу (в 1930-х годах) Нибур критиковал либеральное богословие с позиций марксизма-социализма. Хотя на протяжении всей жизни он не раз находил марксистские идеи полезными, не ускользали от его внимания и недостатки этой теории, свойственные также либерализму. Ее сторонники не признавали существование трансцендентного Бога-Судии и проповедовали утопическую антропологию, не принимавшую во внимание всю значимость человеческого грехопадения. На оба вопроса он позднее нашел у Августина ответы, более адекватно отражающие реальное положение вещей, в связи с чем в 1940-х годах он стал критиковать либеральные традиции в богословии с позиций учения Августина.

Свое недовольство либерализмом Нибур воплотил в работе под названием «Нравственный человек и безнравственное общество» (1932). Это был не первый его печатный труд, однако именно он закрепил за ним статус выдающегося богослова. И хотя впоследствии Нибур внес в книгу некоторые изменения, он всегда решительно отстаивал ее главную мысль: «Необходимо провести четкую границу между нравственным и социальным поведением отдельных людей и общественных групп». Сам по себе человек может быть высоконравственным, поскольку «способен ставить интересы других людей выше своих собственных», тогда как человеческие общества и социальные группы более подвержены «неумеренному эгоизму».

<< Предыдущая <> Следующая >>


Библиотека журнала "Златоуст"
Hosted by uCoz