Богословие и богословы XX века
Жизнь и деятельность Кюнга
Хотя Барт не был полностью согласен с этой мыслью, он принял ее автора как младшего коллегу и друга и пригласил его к диалогу на своих семинарах в Базеле. Реакция католической церкви была не столь восторженной. Только позже Кюнг узнал, что вскоре после выхода в свет его книги в Священной конгрегации по вопросам вероучения, преследующей еретиков внутри церкви, на него было заведено специальное дело.
В 1960 году, накануне открытия II Ватиканского собора, Кюнг получил приглашение возглавить кафедру фундаментального богословия в университете Тюбингена — весьма необычное предложение для тридцатидвухлетнего ученого. Эту должность он занимает до сих пор, несмотря на разногласия и конфликты с Ватиканом и немецкими католическими епископами. Его лекции неизменно вызывают живейший интерес у огромного количества студентов. В начале 1960-х годов он завоевал репутацию прогрессивного реформатора именно благодаря своим лекциям, статьям и книгам. Не последнюю роль Кюнг сыграл и в работе II Ватиканского собора, где выступил в роли консультанта. Еще до открытия собора, едва прибыв на новое место работы, он уже давал пояснения по поводу задач, стоявших перед его участниками. В своей второй книге «Собор, реформа и воссоединение» молодой реформатор возлагал на него большие надежды, призывая собравшихся сделать шаг навстречу зримому единству разрозненных христианских церквей. Многое в его последующей богословской деятельности покрыто тенью разочарования, которое он испытал в связи с результатами работы собора.
В 1960-е годы Кюнга интересовал, прежде всего, пересмотр католических учений о природе церкви. В книгах «Церковные структуры» (1962), «Церковь» (1967) и «Непогрешим?» (1970) он выступил с резкой библейской, исторической и богословской критикой иерархической системы власти католической церкви, ее неприятия любых перемен. Особенно критиковал Кюнг догмат о непогрешимости папы.
Реформатор убеждал католиков признать, что непогрешим только Бог, а церковь, даже имея верное представление об истине в общем, не может избежать заблуждений, даже когда ее земной глава говорит ex cathedra. Вместо учения о непогрешимости Кюнг выразил предположение, что Бог не дает церкви уйти от истины, «несмотря на все заблуждения и недопонимания». Причины, по которым он отвергал традиционный догмат о непогрешимости, носили двойственный характер. Первая причина была экклесиологической. Кюнг не видел возможности рационального обоснования доктрины непогрешимости: идея абсолютной непогрешимости несовместима с реальными противоречиями и ошибками, коими изобилует история католической церкви. Вторая причина была связана с богословием. По словам биографа Кюнга Роберта Ноуэлла: «Кюнгу присуща по-бартовски настойчивая приверженность идее абсолютного превосходства и инаковости Бога».