Богословие и богословы XX века
Жизнь и деятельность Кюнга
Сначала Кюнг был решительным сторонником традиционной авторитарной позиции,занимаемой папой Пием XII в церковной и общественной жизни, а также в богословии. Папа вознамерился раз и навсегда покончить с модернизмом и либерализмом в католической церкви. В 1950 году, когда Кюнг учился в Риме, папа издал указ под названием Humani generis, в котором осуждались гуманистические тенденции в богословии. За указом последовала волна мер по подавлению новых идей в католическом богословии, продолжавшаяся до II Ватиканского собора в начале 1960-х годов. Ведущие францисканские богословы, в том числе Тейяр де Шарден и Анри де Любак, были вынуждены замолчать. Многие лишились преподавательских постов. Преследованиям подверглось движение «рабочих священников», а из доминиканского ордена были изгнаны все свободомыслящие, а также предполагаемые диссиденты.
В 1950-е годы Кюнга постигло разочарование: он видел деспотичную реакцию на попытки благонамеренной адаптации католической мысли и практики к современной общественной жизни. Поначалу он держал свои сомнения при себе, расширяя собственные горизонты путем активных дебатов с некатолическими мыслителями, в том числе с атеистом Жаном-Полем Сартром и протестантом Карлом Бартом. Позднее он признавал, что оба они способствовали его философскому и богословскому интеллектуальному освобождению.
Кюнг получил сан священника и отслужил свою первую мессу в соборе Св. Петра в Риме в октябре 1954 года. Вскоре после этого он переехал в Париж для работы над докторской диссертацией по богословию. Здесь он попал под влияние умеренных католических богословов, в том числе ученого-патриста Ива Конгара и Ханса Урса фон Бальтазара, его соотечественника-швейцарца, поощрявшего Кюнга к дальнейшему изучению трудов Карла Барта. Парижские занятия наметили направление его последующей деятельности, отличавшейся экуменической открытостью, прогрессивной критической ортодоксией и позитивным диалогом с представителями светской науки, философии и мировых религий.
Первая книга Кюнга была переработкой его докторской диссертации по учению Карла Барта об оправдании. Работа «Оправдание: анализ учения Карла Барта с точки зрения католика», вышедшая в 1957 году, сопровождалась кратким письмом к автору самого Барта. Книга вызвала бурные отклики из-за своей главной идеи — заявления Кюнга о том, что «в целом существует фундаментальное единство мнений между богословием Барта и учением Католической Церкви».