Богословие и богословы XX века
Неоортодоксия как первоисточник повествовательного богословия
Это двойственное представление об истории определило взгляды Нибура на откровение, позволив понять, каким образом события могут быть средством его передачи и происходить по воле Бога, в то же время оставаясь объектом исследования. По мнению Нибура, откровение — та цепь событий, та часть внутренней истории, которая служит человеку или обществу для интерпретации всех прочих событий и таким образом играет определяющую роль в становлении личного и общественного самосознания. Откровение, утверждал он, это то, что позволяет нам понять, запомнить и усвоить уроки прошлого, объяснить современные личные или нравственные действия и, наконец, предвидеть будущее. Таким образом, откровение представляет собой единое непрерывное событие, «которое происходит вновь и вновь всякий раз, когда мы вспоминаем освещающее всю нашу жизнь ядро человеческой истории».
Тот факт, что Нибур подробно затронул эти темы, позднее позволил представителям нарративного богословия вернуться к его книге и найти в ней семена собственных идей. «Нибур привлек наше внимание к соприкосновению событий “объективной”, или “внешней” истории с личными историями отдельных людей и целых сообществ», — заключал Джордж Струп. «Именно в контексте этого соприкосновения повествований нам следует искать смысл откровения и содержание христианского самосознания». Более того, «Нибур сделал вызвавшее споры заявление, что откровение включает в себя присвоение внешнего события на уровне внутренней истории и что такое “присвоение” неизбежно принимает форму истории, по выражению Нибура, “истории нашей жизни”». Человеческая реакция на событие откровения, в свою очередь, побуждает христианина исповедовать веру посредством повествования, заключает Струп.
Еще один аспект нибуровской концепции откровения был весьма важен в развитии нарративного богословия. Хотя это событие происходит в рамках внутренней истории личности, откровение, в понимании Нибура, не носит частный характер. Сообщество, в котором живет человек, — это необходимый элемент процесса откровения, поскольку играет роль носителя повествований и символов. Будучи усвоены человеком, они и создают ситуацию откровения.