Rambler's Top100 Rambler's Top100

Богословие и богословы XX века
Неоортодоксия как первоисточник повествовательного богословия

Гренц С., Олсон Р.


Наряду с упомянутым симптомом мы наблюдаем, как из жизни церкви исчезают и другие основополагающие элементы: утрачено ощущение, что верующий и его община продолжают ту или иную богословскую традицию. Богословие больше не играет той роли, которую когда-то играло в жизни церкви.

В результате христиане оказались неспособны поставить свою веру в качестве основы собственного самоопределения, рассуждал Струп. Все большее число христиан не придают особого значения проявлениям веры или своему участию в жизни церкви при формулировке личного повествования, того образа, который они преподносят окружающим людям. Нарративное богословие возникло отчасти как попытка решения этих проблем.

Неоортодоксия как первоисточник повествовательного богословия

В условиях кризиса, к которому привели прежние представления о богословской методологии, нарративное богословие воспользовалось преимуществом растущего влияния неоортодоксальной трактовки откровения. Хотя на эту тему много писали в 1930-х и 40-х годах, две работы имели особое значение для будущего нарративного богословия. Это была книга под названием «Смысл откровения» (1941), написанная братом Рейнгольда Нибура Ричардом, и первые две части монументальной «Церковной догматики» Карла Барта.

Нибур в своей работе попытался привлечь внимание богословов к забытой, хотя и очевидной характеристике христианского вероучения, а именно к тому факту, что истоки основополагающих артикулов христианской веры заключены в исторические рамки, установленные библейским повествованием. Богословие, писал он, неразрывно связано с историей, которая одновременно служит средством передачи божественного откровения. Высказав эту мысль, Нибур одним из первых признал особое значение того факта, что большая часть Библии написана в форме повествования.

В развитии этой идеи особое значение имеет установленное Нибуром различие между двумя аспектами истории, внешним и внутренним, или между историей, рассматриваемой извне и проживаемой изнутри. Внешняя история состоит из объективных событий, тогда как внутренняя история включает в себя личные истории отдельных людей и целых сообществ. В противоположность внешней внутренняя история имеет дело с личностью, ценностями и временем как одним из измерений человеческой жизни.

<< Предыдущая <> Следующая >>


Библиотека журнала "Златоуст"
Hosted by uCoz