Богословие и богословы XX века
Богословское происхождение
Как и многие другие течения в богословии XX века, нарративное богословие начинается с вопроса: что значит быть человеком в современном мире? Ключ к ответу на этот вопрос они ищут в повествовании, или истории. Человеческий опыт, утверждают они, обязательно принимает форму повествования, и, следовательно, понять его можно только в форме повествования. Представители христианского нарративного богословия сосредоточивают внимание на конкретных исторических событиях, лежащих в основании христианского вероучения, в изложении Библии и предания христианской церкви, которые ведут к искуплению человека, становясь частью его собственной истории, а значит, и основой его самосознания и существования как личности.
Внимание к передаче своей истории и вплетении ее в историю общества основывается на современной идее о том, что почти все наши основополагающие убеждения, как религиозные, так и светские, уходят корнями в то или иное повествование, в контексте которого они обретают смысл. В качестве логического следствия этой идеи представители нарративного богословия выдвигают предположение, что нравственные разногласия между людьми объясняются конфликтом «разъясняющих историй». Итак, повествование крайне важно для богословия, утверждают представители нарративного богословия; оно играет ведущую роль в понимании и осмыслении религиозных убеждений, занимающих центральное место в богословских исследованиях. По словам Майкла Голдберга, сторонники этого типа мышления стоят на следующей исходной предпосылке:
Чтобы иметь основания для разъяснения, исследования и преобразования глубоко укоренившихся религиозных убеждений, формирующих церковное сообщество, необходимо принять во внимание те лингвистические структуры, которые, отображая непредсказуемое взаимодействие людей и событий, составляют источник и основу этих убеждений.1
Богословское происхождение
Хотя само движение возникло только в 1970-е годы, основанию нарративного богословия послужили события, произошедшие гораздо раньше. Как и в случае других новых направлений богословия, обращение к повествованию стало реакцией на проблемы, обнаружившиеся в прежних подходах к решению богословской задачи. Можно выделить конкретные течения в богословии и библеистике, связанные с вопросами о природе откровения, авторитетности и использовании Писания, которые и легли в основу нового движения. Таким образом, нарративное богословие можно отчасти рассматривать как последствие кризиса в вопросах о природе богословской науки и роли Писания в богословии, что стало характерным для всей современной эпохи.