Rambler's Top100 Rambler's Top100

Богословие и богословы XX века
«Критическая рациональность» Кюнга

Гренц С., Олсон Р.


В 1980—90-е годы Кюнг обратился к теме богословской методологии и межрелигиозного диалога. Он возглавил знаменательную конференцию по «смене парадигмы» в Тюбингене в 1983 году, а в 1987 опубликовал серьезную работу по этой теме, озаглавленную «Богословие третьего тысячелетия: взгляд экумениста». Кюнг организовал большое число конференций, вступая в диалог с представителями крупных мировых религий, в соавторстве с которыми были написаны несколько книг, в том числе «Христианство и мировые религии» (1985).

Поскольку богословие Кюнга тесто связано с событиями его жизни, важно подробно изучить ее. Если говорить об освещении его богословской деятельности в светской прессе, Кюнг, без сомнения, — самый известный богослов XX века. Все это, в сочетании с отношением к нему Ватиканских властей, не могло не оказать серьезного влияния на его богословие.

«Критическая рациональность» Кюнга

Действительно ли под маской Кюнга-католика скрывается либеральный протестант? Несомненно, он — как и Эразм во времена Реформации — хочет, оставаясь в католической церкви, менять ее изнутри. Однако его богословский метод гораздо ближе к современному протестантскому богословию, чем к традиционной католической мысли. Кюнг продолжатель традиций Шлейермахера и Тиллиха, хотя при этом он многое заимствует у Барта. Будет справедливо сказать, что вся его программа представляет собой попытку найти компромисс между католическим и протестантским течениями в современном богословии.

При анализе богословской методологии Кюнга следует прежде всего уделить внимание его главной эпистемологической точке отсчета, которую он называет «критической рациональностью», затем перейти к его взглядам на рациональность веры в Бога, и только потом обратиться к предложенной Кюнгом новой постмодернистской парадигме. И, наконец, мы рассмотрим его представление об источниках и нормативных критериях богословия.

В работе «Существует ли Бог?» Кюнг отстаивал рациональность основных положений христианского теизма, подвергавшихся нападкам атеистов: Фейербаха, Маркса, Ницше и Фрейда. Проведя тщательный анализ их аргументов против веры в Бога, он обнаружил, что, хотя атеизм невозможно окончательно опровергнуть, его в то же время нельзя полностью обосновать. Типична в этом отношении его оценка Ницше: «Если мы снимем с него маску пророка, провидца, эмоционального мыслителя и проповедника, мы увидим, что его атеизм был не обоснован, а воспринят как данность».12. Страница за страницей Кюнг прилежно выстраивал свою аргументацию: атеизм не более рационален, чем вера в Бога. Ни то, ни другое невозможно доказать; каждый человек сам делает основополагающий выбор в пользу веры или неверия, который определяет всю его дальнейшую жизнь.

<< Предыдущая <> Следующая >>


Библиотека журнала "Златоуст"
Hosted by uCoz