Rambler's Top100 Rambler's Top100

Богословие и богословы XX века
Жизнь и деятельность Барта

Гренц С., Олсон Р.


Окончательному разрыву Барта с либеральным богословием способствовало множество причин. Две из них заслуживают особого внимания. Во-первых, Барт пришел к выводу, что либеральное богословие было совершенно бесполезно в его еженедельной проповеди евангелия жителям Зафенвиля. Он внимательно и подробно изучил Писание и открыл для себя «новый удивительный мир Библии» — так он озаглавил одну из своих ранних статей. В Писании он обнаружил не человеческую религию и даже не глубочайшие размышления праведников о Боге, а само Божье Слово: «Библия содержит в себе не правильные человеческие представления о Боге, а правильные божественные представления о человеке». Слова, с которыми он мог обратиться к своим прихожанам, Барт нашел в трансцендентном послании Писания, а не в философских идеях либерального богословия неопротестантизма, которое он так старательно изучал.

Второй причиной, заставившей Барта отказаться от либерального богословия, стало историческое событие. В августе 1914 года он прочел опубликованное заявление девяноста четырех немецких интеллектуалов, выразивших свою поддержку военной политике кайзера Вильгельма. Среди них были почти все его наставники в богословии, перед которыми он буквально преклонялся до этого. Одобрение ими немецкого империализма навело Барта на мысль о полной несостоятельности их богословских убеждений, которыми они так легко поступились в угоду военной идеологии. Разочарованный поведением своих наставников, Барт пришел к выводу, что не может более «соглашаться с их этическими принципами и догматами, их трактовкой Библии и истории». По его глубокому убеждению, у либерального богословия XIX века не было будущего, и потому он решил использовать свой дотоле скрытый богословский талант для его упразднения.

Во время войны Барт приступил к работе над комментариями к Посланию к Римлянам. Опубликованные в 1919 году, они вызвали бурю негодования и резкую критику со стороны либерального протестантизма. Один из богословов того времени уподобил работу Der Romerbrief («Послание к Римлянам») бомбе, упавшей на игровую площадку богословов. В ней Барт заявил о праве на существование как историко-критического метода изучения Писания, так и теории о вербальном вдохновении, добавив, что при необходимости выбора он предпочел бы последнее. Барт критиковал либеральное богословие за то, что его представители превратили евангелие в религиозный текст, повествующий людям об их собственной божественности, вместо того чтобы признать в нем Божье Слово, которое человек не способен ни предугадать, ни даже до конца осмыслить. По сути, Барт призывал к революции в богословской методологии: на смену прежнему антропоцентричному богословию, направленному от земли к небу, должно было прийти богословие свыше. В своем комментарии он особенно подчеркивал абсолютную несхожесть Бога с человеком, неземную сущность евангелия, вечности и спасения. Эти великие истины, писал он, не могут быть выведены из универсального человеческого опыта или с помощью разума. Мы должны покорно принимать их как часть Божьего откровения.

<< Предыдущая <> Следующая >>


Библиотека журнала "Златоуст"
Hosted by uCoz