Rambler's Top100 Rambler's Top100

Богословие и богословы XX века
Диалектика

Гренц С., Олсон Р.


Гегель отмечал также, что объект мыслительного процесса содержится в нем самом. Постигая этот объект, разум формирует понятия. Высшее понятие — собрание отдельных понятий в единое целое — Гегель назвал «Идеей», или понятием Абсолюта. Итак, понятие предполагает слияние мысли и реальности, возможное благодаря свойству реальности отображать структуру мышления.

Гегель установил связь между истиной реальности и историей, определив их сочетание как процесс самопознания Духа. Это целое не просто характеризует реальность, для Гегеля это и есть реальность. Различные этапы человеческой истории — это стадии, которые Дух проходит на пути к познанию самого себя. Следовательно, истина содержится в истории — не в обособленных фактах, а в величественном единстве, лежащем в основе и нашедшем выражение в бесконечном историческом процессе. Познание, в свою очередь, заключается в философском усвоении повторяющихся особенностей исторического процесса и постижении смысла целого.

Придавая большое значение многообразию сменяющих друг друга исторических событий, Гегель с глубоким уважением относился к прошлому. По его мнению, истинное познание невозможно без осмысления нашего наследия. Но наибольший интерес для него представляли различные сферы проявления человеческого духа: общество, религия, этика, искусство, литература и музыка. Согласно его теории, человеческий дух обретает сознательную жизнь в истории человеческой культуры (то есть занимаясь перечисленными видами деятельности). Однако активная роль в этом процессе принадлежит не человеку, а Духу. В ходе исторического процесса выявляется абсолютное знание. Но это знание есть не что иное, как Дух, познающий самого себя.

Диалектика

Из всех аспектов философии Гегеля наибольшую известность получила диалектика. Эта сторона его учения непосредственно связана с идеей динамичной природы философии. По его мнению, философия изучает реальность, которая непрерывно являет и познает себя в процессе жизни. Подобно действию самого Духа, философия творит различные этапы своей собственной истории по мере их прохождения, причем эта деятельность и есть истина. На каждой новой стадии предыдущая отрицается и одновременно переносится на следующую. Таким образом, предыдущая стадия, прекращаясь, все же продолжается. Следовательно, истина, переходя на новый этап своей истории, включает в себя и то, что сама отрицает.

<< Предыдущая <> Следующая >>


Библиотека журнала "Златоуст"
Hosted by uCoz