Rambler's Top100 Rambler's Top100

Богословие и богословы XX века
Философия Гегеля

Гренц С., Олсон Р.


Философия Гегеля

Гегель предпринял попытку устранить препятствия, возникшие на пути богословия по вине просветителей, объединив богословие с философией. Посему, желая понять его способ решения проблем философии восемнадцатого века и значение его идей для богословия века девятнадцатого, нам следует изучить то новое, что ему удалось внести в философию.

Философия Гегеля ознаменовала собой разрыв с мыслителями Века разума. Соглашаясь с просветителями в том, что цель философии — постижение истины, он выбрал новый объект философских исследований. Мыслители Века разума, не проявлявшие интереса к анализу исторической преемственности, уравняли философию с естественными науками в надежде найти истину (и Бога) в природе. Природа, в свою очередь, рассматривалась как статичная реальность, нечто законченное и неизменное. Такой ее и познает человек. Тонко отлаженный механизм природы предполагал существование Творца.

Гегель разделял уверенность в превосходстве объективного научного познания, на котором настаивали эмпирики Просвещения. Однако он отрицал, что чувственное восприятие — единственная опора познания, а создание идей на его основе — лучший способ получения знаний. Кроме того, в отличие от своих предшественников он не считал окружающий мир законченным и неподвижным — объективной внешней реальностью, открытой для человеческого разума. Напротив, Гегель учил, что реальная действительность активна и находится в постоянном развитии. Этот непрерывный процесс и состоит в постепенном постижении принципа рациональности. Реальность не просто логична (как утверждали просветители), в определенном смысле логика сама и есть реальность, ибо реально то, что рационально.

На основании сказанного Гегель выстроил более сложное представление об окружающей нас реальности и ее познании человеком. В центре его находилась структура рационального мышления. Гегель отождествлял структуру мышления и строение реальности, считая и то, и другое динамичным процессом.

В противоположность теоретикам Просвещения, Гегель отводил философии более высокое положение по сравнению с естественными науками. Он видел в ней путь не только к научным открытиям, но и к реализации высшей истины.

<< Предыдущая <> Следующая >>


Библиотека журнала "Златоуст"
Hosted by uCoz