Rambler's Top100 Rambler's Top100

Богословие и богословы XX века
Восстановление равновесия. Евангельское богословие достигает зрелости

Гренц С., Олсон Р.


Те, кто откликнулся на призыв вернуться к диалогу, стали впоследствии известны как «евангелисты», в отличие от ранних фундаменталистов. Между двумя течениями не существует значительных доктринальных различий. Евангелисты отстаивают ту же основную систему богословских взглядов, что и фундаменталисты. Главное различие заключается в настрое: в противоположность сепаратизму фундаменталистов, евангелисты не побоялись участвовать в дискуссиях с представителями современного богословия, чтобы избежать того, что Карл Генри называл «крутым нравом» и «духом нелюбви и раздора», присущим многим лидерам фундаментализма середины XX века.

С 1940—50-х годов многие талантливые богословы приняли позицию и интересы нового евангельского движения. Но наиболее яркими его представителями, безусловно, следует считать двоих — Карла Генри и Бернарда Рамма. Оба они принадлежали к баптистской церкви. И хотя этот факт не мог не сказаться на их богословских учениях, каждый из них выражает взгляды, выходящие за рамки какой-либо одной конфессии и характерные для большинства представителей евангельского движения. Не деноминационные предпочтения, а именно принадлежность к этому богословскому течению в целом оказала наибольшее влияние на понимание ими христианского вероучения.

Каждый из этих богословов представляет одно из основных направлений евангельского движения. Разделяя интерес своих соратников к диалогу с идейными противниками, Карл Генри в то же время известен своей осторожностью в этом процессе. Он представляет евангелистов, которые не приемлют современное богословие как таковое. Он весьма критичен по отношению к любым попыткам, даже самым консервативным, от Карла Барта до повествовательного богословия, пересмотреть христианское вероучение в контексте современной ситуации. Бернард Рамм предлагает альтернативный евангельский подход. Он представляет тех, кто воспринял определенные аспекты современного богословия, в частности неоортодоксию Карла Барта. Вместо того чтобы отвергать идеи Барта, как это сделали Корнелиус Ван Тиль и Карл Генри, Рамм надеялся найти в его разновидности современного богословия помощь новому истолкованию евангельского богословия с целью выйти за рамки фундаментализма. Об этом свидетельствует его работа «За пределами фундаментализма», где дается высокая оценка идей Барта как важного элемента богословия будущего.

<< Предыдущая <> Следующая >>


Библиотека журнала "Златоуст"
Hosted by uCoz