Rambler's Top100 Rambler's Top100

Богословие и богословы XX века
Восстановление равновесия. Евангельское богословие достигает зрелости

Гренц С., Олсон Р.


Несмотря на временные отступления, консервативное богословие так и не объединилось ни с одним другим богословским движением. Оно было по-прежнему сильно в церкви, даже когда от него практически отказались в академических кругах. Зачастую консерваторы предпочитали не вступать в дискуссии со своими коллегами из крупных семинарий и университетов. Но иногда они все же принимали вызов, обсуждая вопросы методологии и призывая вернуться к учениям, по их мнению, незаслуженно забытым современными мыслителями.

Во второй половине столетия несколько консервативных богословов объединились под знаменами евангельского движения. Своей главной задачей они считали создание богословского учения, основанного на Библии и наследии церкви в трактовке реформаторов. Сохраняя приверженность вере, когда-то дарованной церкви, а значит, и традициям ортодоксального богословия, эти ученые тем не менее проявили интерес к диалогу с представителями современных богословских течений, с которыми у них имелись разногласия по многим вопросам.

Созданию евангельской коалиции мыслителей предшествовали события, встряхнувшие церковь в Соединенных Штатах и Канаде на рубеже веков. В отличие от ситуации в Европе, американскому протестантизму удавалось сохранять влияние Реформации

на протяжении всего девятнадцатого века. Однако по мере того, как он подходил к концу, ветра перемен, повеявшие в европейском богословии еще во времена Просвещения, достигли берегов Нового света. Особенно широкое распространение получили новые методы высшего критицизма, используемые в библейской текстологии, и, кроме того, было предпринято множество попыток европейских богословов найти компромисс с дарвиновской теорией происхождения человека.

По мере того как все большее число американских богословов принимали высший критицизм, дарвинизм и либеральное богословие, повсеместно возникали жаркие споры. Противников новых идей, стремящихся сохранить классическое христианство, или основания христианской веры, стали называть фундаменталистами. Все чаще им приходилось занимать оборонительные позиции, и когда страсти улеглись, семинарии всех крупных деноминаций оказались под контролем модернистов.

<< Предыдущая <> Следующая >>


Библиотека журнала "Златоуст"
Hosted by uCoz