Rambler's Top100 Rambler's Top100

Богословие и богословы XX века
Христианство без религии

Гренц С., Олсон Р.


Бонхеффер призывал церковь оставить подобные попытки и переосмыслить свое свидетельство. Нам уже нельзя подвергать нападкам «повзрослевший мир», поскольку это бесполезно, низко и недостойно христианина. Вместо полемики и апологетики Бонхеффер предлагал христианам понять совершеннолетний мир лучше, чем он понимает себя, а именно в свете Христа и евангелия, поскольку автономно существующий мир не способен по-настоящему понять себя, пока не осознает свою неразрывную связь с христианской верой. «Мы не должны порицать человека в его обмирщении, — заключал он, — наш долг — заставить его оказаться лицом к лицу с Богом в момент проявления его самых сильных сторон».

Христианство без религии

С этой целью Бонхеффер предлагал идею «христианства без религии». Так он пытался передать свое представление об истинной христианской вере на фоне отвергнутой им ранее ложной религии. Он выступал против апологетики, исходной предпосылкой которой служила уверенность в естественной религиозности человека. Вместе с Бартом он подвергал критике и подмену религии умозрительными метафизическими рассуждениями, с помощью которых люди старались самостоятельно найти Бога. Кроме того, Бонхеффер выступал против ограничения сферы интересов религии исключительно духовной областью и отрицания какой-либо связи между религией и земной жизнью человека. Такой подход наделял религию некими магическими свойствами. При этом предполагалось, что Бог, периодически вмешиваясь извне в жизнь человечества, исполняет наши прихоти. Наконец, совершенно неприемлемым для Бонхеффера было представление о Боге как о недостающем компоненте человеческого совершенства, восполняющем те наши нужды, которые мы неспособны удовлетворить самостоятельно.

По мнению Бонхеффера, положение дел в совершеннолетнем мире требует «нерелигиозного истолкования библейской терминологии». Он предложил заменить распространившиеся в церкви ошибочные богословские концепции восприятием Бога как «вечности, открывающейся в нашей повседневной жизни». Мы должны искать Бога в области известного, а не в том, чего мы пока не знаем. Кроме того, мы должны признать, что Бог слаб и бессилен в современном мире, достигшем совершеннолетия, так что он вынужден «позволить вытеснить себя из мира на крест». Только так Бог может помочь нам. Итак, точкой отсчета для нерелигиозной трактовки библейских терминов, в понимании Бонхеффера, становится отрицание человеческой религиозности, отчаянного упования на явление в мире Божьего могущества. Мы должны отказаться от такого рода образов в пользу библейского Бога, «побеждающего сильных мира сего своей слабостью».

<< Предыдущая <> Следующая >>


Библиотека журнала "Златоуст"
Hosted by uCoz