Богословие и богословы XX века
Оценка
Вероятно, из всех направлений мысли Ритчля наиболее резкой критике подверглась его христология. Почему он с таким высокомерием отверг освященное веками христианское учение о божественной и человеческой природах Христа? Причина отчасти кроется в том, что мы уже определили как неправомерный и непоследовательный отказ от онтологии, нежелание Ритчля исследовать сущность или бытие вещей, скрытое за их внешней формой и проявлениями.
Другая причина не столь очевидна. Ричмонд тонко подметил: «Ритчль и его современники в девятнадцатом веке не рассматривали божественность Христа с точки зрения сущности или единосущности с Богом по той простой причине, что в постпросветительской
Германии эти термины практически утратили всякий смысл». Иными словами, Ритчль, как и другие либеральные мыслители, считал нормы образованного модернистского общества определяющими для богословия. Это дало повод Барту и другим критикам либерального богословия резко, но во многом заслуженно осудить идеи Ритчля как «культурный протестантизм».
Причины, по которым Ритчль отверг классическую христологию, в лучшем случае сомнительны, но его собственное представление об Иисусе можно с полным правом назвать редукционистским. Несмотря на все оговорки, он явно низвел Иисуса до религиозного и нравственного идеала человека. Сколь бы убедительно Ритчль ни заявлял об особой роли Иисуса в божественном акте спасения, он полностью закрыл непреодолимую пропасть между Христом и остальным человечеством. В результате он не оставил оснований для веры в Иисуса как непревзойденного самооткровения Бога.
Единственным ответом Ритчля на это возражение было то, что если и явится человек, равный Христу, он будет находиться в зависимости от него, и потому вынужден будет ему подчиняться. У нас возникает естественный вопрос: почему? Представление о личности Христа у Ритчля, как и у большинства либералов, не выдерживает сравнения с великой церковной христологией воплощения, берущей начало в Новом Завете. Его Христос никогда не станет «Богом с нами». Даже такой доброжелательный критик, как Джеймс Ричмонд, вынужден был охарактеризовать христологию Ритчля как «обедняющую и ограничивающую» христианское богословие.