Rambler's Top100 Rambler's Top100

Богословие и богословы XX века
Грех и спасение

Гренц С., Олсон Р.


Царство Божье интересовало Ритчля гораздо больше, чем сам Бог. Иисус возвестил приближение Божьего царства, которое, по мнению Ритчля, представляет собой сообщество всех людей, объединенных любовью. Верой христиане принимают явление этого царства во Христе как высшее благо человечества. Следовательно, вера открывает им, что Бог, которого проповедовал Иисус, есть любовь. Помимо этого, она не испытывает интереса к чему-либо «божественному».

Для Ритчля Божье царство — высшая цель и благо не только человечества, но и самого Бога. Возможно, в этом и заключается своеобразие учения Ритчля о Боге. По его мнению, цели Бога и смысл его существования, если можно так выразиться, те же, что и у нас — приближение и распространение Божьего царства.

Несмотря на признание божественной трансцендентности, отождествление Бога с распространением его царства в мире придает богословию Ритчля имманентный характер. Еще отчетливее это проявилось у более поздних либеральных богословов. В целом, центральное место в либеральном учении о Боге стала занимать не божественная запредельность миру, а его активное вмешательство в историю человечества.

Грех и спасение

Для Ритчля царство Божье являлось также внутренним смыслом учения о грехе и спасении. Поскольку христианство рассматривает Божье царство как высшее благо, грех должен расцениваться как его прямая противоположность.,09Грех — это не намеренно совершенный проступок, ведь такое понимание сделало бы саму концепцию греха слишком мелкой и ничтожной. Не следует также считать его врожденной человеческой склонностью, поскольку это снимает с человека долю ответственности. Вместо традиционного учения о первородном грехе Ритчль предложил идею существования царства греха — «целой цепочки греховных действий и противодействий, подразумевающих и питающих эгоистичные наклонности в каждом из нас». Грех — это, прежде всего, себялюбие. Его сущность заключается в противостоянии идеалу человеческого единства, скрепленного любовью, то есть Божьему царству. Однако грех не передается по наследству. Он универсален, но лишь потому, что грешат все без исключения.

<< Предыдущая <> Следующая >>


Библиотека журнала "Златоуст"
Hosted by uCoz