Rambler's Top100 Rambler's Top100

Богословие и богословы XX века
Проблемы философии процесса

Гренц С., Олсон Р.


Из всех многочисленных учений богословия процесса больше всего критических замечаний было высказано в адрес их представления о взаимоотношениях Бога с миром. Некоторые критики сомневаются в целесообразности отказа от неизменной природы Бога. Если Бог постоянно меняется, то как можно утверждать, что он однажды не перестанет любить нас или что он в нравственном отношении отличается от мира, населенного не только добром, но и злом?

Другие критики считают, что представители богословия процесса устанавливают слишком тесную взаимосвязь между Богом и миром. Уайтхед, а отчасти и Тейяр, делали акцент на важности участия человека в совместном процессе творения. Бог убеждает нас принимать лучшие решения на пути к будущему. Но в конечном итоге это означает, по словам Хьюстона Смита, что «Бог не контролирует ситуацию в мире». Доброжелательно настроенный критик Джозеф Брэкен отмечает опасные последствия такого шага: «В программе Уайтхеда нет места для обоснования традиционного представления о Боге-Создателе мира».

К этим критическим замечаниям присоединялись и другие. По оценке Юргена Мольтмана, полное исключение или сокращение доктрины о сотворении мира из пустоты, явно присутствующее в богословии процесса, приводит к совершенно недопустимому «обожествлению мира». Тед Питерс считает, что в концепции сотворения мира «имманентное творчество» заменило классическое христианское представление.

Хотя философия процесса прекрасно вписывается в современное светское мировоззрение, глубокий вопрос Смита: «Почему именно оно должно считаться истиной в последней инстанции?» преследует все современные богословские учения, в том числе и богословие процесса. На деле концепция процесса не решает актуальной для современности задачи освобождения угнетенных. В конечном итоге она дает гораздо более слабую надежду на торжество Божьих обетований, чем классическая позиция.

В совокупности эти критические замечания указывают на главный недостаток концепции Бога с точки зрения процесса. В своем похвальном стремлении напомнить миру об имманентности Бога богословие процесса рискует окончательно потерять из вида божественную трансцендентность. Эта угроза дает о себе знать несколькими способами. Прежде всего, Бог оказывается заключенным в некие рамки как один из примеров космологических принципов философии процесса. Классический теизм, напротив, учит, что Бог не подчиняется метафизическим принципам, сформулированным на основе человеческого опыта и науки. Внося такие изменения в классическое учение, философия процесса не оставляет места для абсолютной инаковости Бога.

<< Предыдущая <> Следующая >>


Библиотека журнала "Златоуст"
Hosted by uCoz