Rambler's Top100 Rambler's Top100

Богословие и богословы XX века
Конечная цель мирового процесса

Гренц С., Олсон Р.


Особое беспокойство у Кобба вызывал надвигающийся экологический кризис. Перед лицом этой опасности метафизика Уайтхеда с ее акцентом на органичном единстве окружающей действительности могла оказаться весьма полезной. Идея взаимосвязи всех событий, благодаря схватыванию, предоставляла философское основание для акцента на целостности и понятии паутины жизни, разработанного представителями экологического движения.

Забота об экологии заставила Кобба обратить внимание и на экономическую ситуацию в мире. В книге «Ради общего блага» он и его соавтор попытались выйти за рамки сосредоточенности на отдельном человеке, доставшейся нам в наследство от просветителей, и рассуждать с точки зрения человека как члена сообщества и его отношений с другими людьми. Таким образом, экономисты призваны заставить нас забыть об интересах отдельно взятого человека и сосредоточиться на концепции «Великой экономики», пекущейся о благе всей паутины жизни.

Конечная цель мирового процесса

Хотя в своих трудах Кобб иногда обращался к эсхатологии, он уделял этому учению крайне мало внимания в сравнении с христологией. Тем самым он дал другим мыслителям возможность более полной переработки классического христианского учения о конце света.

В отличие от космологии Тейяра с его точкой Омега, учение Уайтхеда не предусматривает завершения истории человечества, когда процесс наконец прекратится. Самого Уайтхеда заботила проблема гибели актуальных сущностей, которую он решил, разработав концепцию «объективного бессмертия» (воплощенные сущности становятся частью божественной жизни).

Характеристику актуальных сущностей Уайтхеда его последователи распространили на людей и на вселенскую битву со злом. Поскольку Бог не всемогущ, нет гарантии, что добро восторжествует. Посему победа над смертью и торжество добра над злом происходят не в ходе истории, а в божественном опыте, «который совершает наше искупление». Наша задача — угождать Богу, потому что, «призирая на нас», Бог «принимает нас в свою жизнь», а это с точки зрения богословия процесса и есть «воскресение».

<< Предыдущая <> Следующая >>


Библиотека журнала "Златоуст"
Hosted by uCoz