Rambler's Top100 Rambler's Top100

Богословие и богословы XX века
Общие характеристики богословских учений процесса

Гренц С., Олсон Р.


Общие характеристики богословских учений процесса

Несмотря на различия между учениями многочисленных представителей богословия процесса, в частности последователей Тейяра и Уайтхеда, у них много общего. Все они склоняются в сторону примерно одной и той же богословской системы. Неоспоримая данность конкретного качества окружающего мира (его динамизма и метафизической трактовки мирового процесса), а не откровение выступает в роли своего рода естественного богословия и является отправной точкой богословских исследований. Человек, в свою очередь, рассматривается как пример или продукт динамического процесса — движущей силы окружающей реальности. Динамичность миру придает Бог, чье присутствие ощущается во всем, в том числе в каждом нашем поступке, источник движения всех вещей к слиянию в точке Омега (Тейяр) или в божественном опыте (Уайтхед). В центре христологии процесса находится Христос, а не Иисус. Воплощение Логоса важно, потому что именно оно преображает мир в нечто священное («плероматизация»).

Поскольку мотивация, лежащая в основе космологии процесса, заключается в том, чтобы отдать должное проявлению человеческой свободы, антропологию процесса отличает оптимизм в отношении человеческих способностей. Тема тварного существа, созидающего мир вместе с Богом, постоянно присутствует в богословии процесса. Желая обосновать право человека на соучастие в творении и гарантировать незавершенность будущего, богословы предложили новую концепцию Бога как божественного увещевателя, чья власть над будущим ограничена не только его собственным выбором, но и самой его сущностью. Следовательно, нельзя сказать, что Бог совершенен во всем. Совершенство его относительно, поскольку продолжает постоянно возрастать. Вместо абсолютного совершенства богословие процесса наделяет Бога способностью превосходить самого себя. Он непрестанно превосходит свое прежнее совершенство, оставаясь всегда более совершенным, чем его творения.

Последствия такой переработки христианских концепций могут быть далеко идущими. Хотя богословие процесса едва ли можно назвать пантеистическим (поскольку оно напрямую не отождествляет мир с Богом), его панентеистическая направленность (по выражению Чарльза Хартсхорна) очевидна. С точки зрения процесса мир, в частности человечество, участвует в сотворении не только себя самого, но и Бога. Поэтому Бога нельзя представить себе без мира. А конец света, в контексте богословия процесса, больше напоминает достижение совершенства за рамками истории, будь то внеисторическое искупление в опыте Бога (Уайтхед) или некая одухотворенная реальность за пределами материальной вселенной (Тейяр).

<< Предыдущая <> Следующая >>


Библиотека журнала "Златоуст"
Hosted by uCoz