Rambler's Top100 Rambler's Top100

Богословие и богословы XX века
Богословие процесса Джона Кобба

Гренц С., Олсон Р.


Кроме того, Бог воздействует на мир убеждением, а не принуждением. Он притягивает к себе события, но каждое из них вправе принять или отвергнуть его. Именно поэтому двумя образами, избранными Уайтхедом для Бога и мира, были «нежная забота» и «бесконечное терпение». Еще один представитель философии процесса Льюис Форд так трактовал эти сравнения: «Вера в этом случае взаимна. Мир доверяет Богу избрание цели, к которой он будет стремиться, но и Богу приходится верить, что мир когда-нибудь достигнет ее».

И, наконец, Бога не следует считать всемогущим, он страдает вместе с миром. Уайтхед отвергал классическое представление о Боге как о небесном тиране, утверждая, что при этом «Церковь приписывает Богу качества, присущие исключительно Кесарю». Он отказывал Богу и во всеведении в его классическом понимании, т. е. способности предузнавать будущее. Как и люди, Бог предвидит будущее как возможность, но не как реальность.

Богословие процесса Джона Кобба

Метафизика Уайтхеда оказала глубокое влияние на богословие XX века. Затронутые им темы можно проследить в трудах многих богословов. Но помимо простого обращения к общей идее процесса, некоторые мыслители стали учениками британского философа, обнаружив в предложенной им модели основание для переработки христианского богословия. Вероятно, наиболее выдающимся выразителем идей уайтхедовской школы богословия процесса можно считать Джона Кобба младшего.

В 1990 году Кобб оставил престижный пост профессора богословия в богословской школе и аспирантуре в Клермонте, штат Калифорния. Сын миссионеров-методистов и сам священник, он учился в университетах Мичигана и Чикаго. Последний стал одним из главных центров распространения идей богословия процесса.

Кобб — плодовитый писатель. В своих трудах он обращается к темам пасторского и политического богословия, экологии и отношений между христианством и буддизмом. Но важнее всего то, что именно он представил современную формулировку богословского учения процесса, направления, которое определило его позицию по всем остальным вопросам.

<< Предыдущая <> Следующая >>


Библиотека журнала "Златоуст"
Hosted by uCoz