Rambler's Top100 Rambler's Top100

Богословие и богословы XX века
Научная деятельность Тейяра де Шардена

Гренц С., Олсон Р.


С точки зрения богословия процесса концепция Бога должна не только не противоречить научному мышлению, но и иметь натуралистическую природу, открытую для научного исследования. Сторонники процесса отвергли отжившие, по их мнению, представления о Боге как о Вселенском Моралисте, Неизменном и Бесстрастном Абсолюте, Всемогущем Правителе, поддерживающем положение вещей в мире. Вместо них они предложили новый (и для них актуальный) взгляд на Бога, где божество рассматривается как участник временного процесса. В стремлении облегчить достижение своей цели сторонники процесса, как правило, прибегали к помощи нового естественного богословия, положив эволюцию в основание реальности, тем самым предприняв попытку установить новое равновесие между имманентностью и трансцендентностью.

На пути к этому новому равновесию представители богословия процесса отвергают прежнюю концепцию статической трансцендентности, картины мира, предполагающей наличие высшей и низшей сфер. Они заменили ее, если можно так выразиться, эволюционной трансцендентностью.В основе ее лежит концепция роста, напоминающая идеи Гегеля, в которой предшествующее состояние не прекращается, а совершенствуется за счет последующего. Для описания трансцендентности они использовали не пространственные, а временне метафоры, называя ее «продвижением в будущее» или чаще «окончательным исходом будущего».

Несмотря на некоторую общность, основное течение философии процесса XX века подразделяется на две отличные друг от друга традиции Тейяра де Шардена и Альфреда Норта Уайтхеда. Превалирующим следует считать второй подход, который, собственно, и принято называть «богословием процесса».

Научная деятельность Тейяра де Шардена

В жизни французского католического мыслителя Пьера Тейяра де Шардена (1881—1955) были две страсти — церковь и научное изучение человечества. Ведомый первой из них, он в возрасте восемнадцати лет вступил в орден иезуитов. Ко времени своего рукоположения (1911) он успел стать специалистом в богословии и геологии, в частности в палеонтологии (науке, изучающей ранние формы жизни через окаменелости). Дальнейшие исследования свели его с виднейшими археологами своего времени и пробудили интерес к тому, что станет делом всей его жизни — эволюции человечества.

<< Предыдущая <> Следующая >>


Библиотека журнала "Златоуст"
Hosted by uCoz