Rambler's Top100 Rambler's Top100

Богословие и богословы XX века
Основные идеи богословия процесса

Гренц С., Олсон Р.


Сдвиг в философском мышлении начался под влиянием идей Шлейермахера и Гегеля. Они рассуждали об Абсолюте с точки зрения Целого, содержащего и содержащегося в каждой своей части. Они считали, что реальность характеризуется одновременно ограниченностью и свободой. Анри Бергсон (1859-1941) и Уильям Джеймс (1842— 1910) содействовали дальнейшему развитию органичного представления об окружающей действительности, привнеся в философию и психологию понятие внутренних взаимоотношений, которые являются частью нашего опыта. Бергсон дополнил эволюционное учение идеей целенаправленности и рискованности, назвав Бога движущей силой эволюционных процессов и высказав предположение о непредсказуемости будущего, в котором все детали происходящего определяются по мере их приближения. Джеймс рассматривал сознание как поток, более поздние моменты которого способны постигать смысл предшествующих. Все эти идеи бросили вызов статическому представлению Декарта о человеческой личности.

Изменения в философии и науке постепенно проникли в общественное мировоззрение в целом. Характерной чертой современной жизни стало новое ощущение непредсказуемости, быстротечности и относительности.

Конечной целью богословия процесса считается доказательство актуальности христианства, в частности его концепции взаимосвязи между Богом и миром в культуре, пропитанной ощущением постоянного Становления. Для ее достижения представители богословия процесса воспользовались новым динамичным взглядом на мир, согласно которому реальность отождествляется с процессом, а каждый объект окружающей действительности представляет собой сочетание противоположностей — внутреннего и внешнего, прошлого и будущего, самого человека и других людей.

Основные идеи богословия процесса

В основе актуальности, в представлении сторонников процесса, лежит примирение богословия с наукой. Поэтому они отрицают прежнее деление жизни на религиозную, светскую или научную сферы. Богословие должно обращаться ко всем областям жизни, считали представители этой школы. Речь идет об эсхатологическом подходе, попытке увидеть сегодняшний мир в свете того, каким ему предстоит стать.

<< Предыдущая <> Следующая >>


Библиотека журнала "Златоуст"
Hosted by uCoz