Rambler's Top100 Rambler's Top100

Богословие и богословы XX века
Нереальные символы

Гренц С., Олсон Р.


Один из таких вопросов касается фидеизма. Может ли мифологический подход к пониманию истории спасения выйти за рамки субъективизма? С точки зрения Нибура, события, открывающие нам смысл истории, по сути своей стоят выше самой истории. Они раскрывают смысл истории не потому, что являются реальными историческими событиями. Это откровение, доступное только вере. Но как могут такие события стать необходимым ключом к пониманию смысла истории? Разве не напрашивается мысль, что предлагаемый ими ответ в конечном итоге заложен в них верующим наблюдателем?

Другой вопрос связан с участием Бога в истории человечества. Вправе ли был Нибур, так часто настаивавший на выходе «за рамки истории», рассуждать об искупительной деятельности Бога в контексте этой самой истории? Пол Леман адресовал этот вопрос к христологии Нибура:

Несмотря на то, что Нибур считал крест отправной точкой в исследовании сложной многосторонней динамики истории, в егохристологическом учении не уделяется достаточно внимания «славным делам Божьим», преображающим всю нашу жизнь. Будучи реально произошедшими историческими событиями, они, как маяк в море исторического релятивизма, указывают путь к осуществлению человеком своего предназначения... Воплощение и Искупление выражают собой нечто большее, чем восприятие исторического процесса верой. Они указывают на реально произошедшие и происходящие события. Бог стал человеком. Иисус Христос был распят на кресте. Следствием этих исторических событий стали другие, последовавшие за ними.

Эту проблему Леман и другие исследователи связывали с более серьезным недостатком его богословского учения — чересчур упрощенной пневматологией. Нибур просто так нигде и не объяснил свое понимание роли Святого Духа ни в провозглашении Христа вторым

Адамом, ни в нашем пребывании во Христе. В результате его богословие можно в конечном итоге считать «бинитарным».

Возможно, проблема, отмеченная некоторыми критиками нахристологическом уровне, проникла и в учение Нибура о Боге. Перемещая историческое откровение в область мифического, он как бы исключил возможность, что такие события открывают перед нами реальность трансцендентного Бога, активно вмешивающегося в мировую историю.

<< Предыдущая <> Следующая >>


Библиотека журнала "Златоуст"
Hosted by uCoz