Rambler's Top100 Rambler's Top100

Богословие и богословы XX века
Нереальные символы

Гренц С., Олсон Р.


В конечном итоге откровение смысла истории, постигаемого верой, кроме всего прочего, необходимо в жизни каждого верующего и играет важную роль в деле христианского свидетельства в мире. На этой ноте Нибур завершил свое главное произведение «Природа и судьба человека». Жить по вере — значит обрести «полную уверенность, превосходящую все, что внушает нам уверенность и неуверенность в этом мире», в трансцендентном Боге истории, писал Нибур. В 1939 году Нибур выразил оптимистическую надежду на то, что жизнь веры может отвратить других «от идолопоклоннической погони за ложными обещаниями уверенности и искупления в жизни и истории».

Критика

Через более глубокое понимание вершин божественной трансцендентности и сложного положения человека в мире Нибур хотел внести ноту реализма в наивный, по его мнению, оптимизм, характерный для тогдашней культурной и религиозной обстановки. Эта попытка считается одновременно его главной заслугой и самой большой слабостью. Несомненно, реализм Нибура в значительной степени повлиял на американскую политику, в частности на определение внешней политики Соединенных Штатов сразу после Второй мировой войны.

Говоря о богословском наследии Нибура, необходимо высказать два критических замечания, причем оба они относятся к его представлению о времени и вечности и к природе трансцендентности, характеризующейся богословской направленностью его учения.

Нереальные символы

Прежде всего, Нибура, как и других неоортодоксальных богословов, волновал вопрос восприятия и использования современным человеком христианских мифов и символов. В своем ответе на него он пошел дальше Бультмана, поскольку считал эти мифы откровением трансцендентного смысла истории. Но, несмотря на этот важный шаг, идея Нибура оказалась не вполне удовлетворительной. Выражаясь проще, требуя серьезного отношения к библейским символам, но отказываясь воспринимать их буквально, он исключил их из области реальной истории.

Как и Бультман, Нибур утверждал, что смысл истории невозможно найти внутри самой истории; он открывается лишь тому, кто способен с верой выйти за пределы жизненного процесса и постичь его трансцендентный смысл. Но такого рода утверждения неизбежно заставляют нас задаться важными богословскими вопросами.

<< Предыдущая <> Следующая >>


Библиотека журнала "Златоуст"
Hosted by uCoz