Rambler's Top100 Rambler's Top100

Богословие и богословы XX века
Заслуги Ранера

Гренц С., Олсон Р.


Несмотря на тяжелый для понимания характер многих аспектов его богословия, Ранер по праву считается наиболее выдающимся католическим богословом XX столетия. По словам одного из толкователей его учения, он выступил в роли «своеобразного крестного отца современного католического богословия». Его сравнивают с Фомой Аквинским, Фридрихом Шлейермахером, Карлом Бартом и Паулем Тиллихом. Ко времени его смерти в 1984 году его влияние распространилось практически на все богословские факультеты католических семинарий и университетов, и даже на сам Ватикан. Невозможно понять перемены, происходившие в католическом богословии конца XX века, не уделив внимания той роли, которую сыграл в них Карл Ранер.

Одним из примеров оказанного им влияния может служить его активное участие в работе II Ватиканского собора, проходившего в Риме с 1962 по 1965 год и резко изменившего жизнь католической церкви. Если до 1962 года он был малоизвестен за пределами богословских академических кругов, своей деятельностью на соборе Ранер завоевал всемирное признание. Хотя большая ее часть проходила в кулуарах, во время заседаний богословских комитетов и советов, его идеи и разработанная им терминология так или иначе нашли отражение во всех шестнадцати резолюциях II Ватиканского собора. Ранера признали «наиболее влиятельным участником собора».

Богословие Ранера отличается склонностью к посредничеству. Он пытался найти компромисс между двумя крайними позициями, которые соперничали в католичестве на протяжении более ста лет. Именно это делает его идеи столь привлекательными для множества людей.

Крайностью, которой стремился избежать сам Ранер, был интегрализм — стремление во что бы то ни стало сохранить в неприкосновенности традиционное католическое богословие. Несмотря на то, что интегрализм мог бы стать безопасным прибежищем для богословия под натиском модернизма, Ранер считал его источником ложной уверенности, лишающим богословие какой-либо актуальности. Противоположную позицию занимают сторонники модернизма, настаивающие на адаптации богословия к особенностям современного мышления вплоть до полного компромисса со светской культурой. Ранер отдавал все силы, прокладывая курс между этими двумя крайностями. В одном из интервью он так определил суть своего подхода: «Богословие должно быть сформулировано так, чтобы оно поощряло свободный диалог между лучшим наследием традиционной мысли и современными потребностями».

<< Предыдущая <> Следующая >>


Библиотека журнала "Златоуст"
Hosted by uCoz