Rambler's Top100 Rambler's Top100

Богословие и богословы XX века
Религия Просвещения

Гренц С., Олсон Р.


Тема превосходства естественной религии над религией откровения была впервые затронута британским эмпириком Джоном Локком. Он сделал революционное по своей сути заявление о том, что христианство, избавленное от груза старинных догматов, является наиболее разумной формой религии. Основываясь на идеях Локка, мыслители эпохи Просвещения разработали богословскую альтернативу ортодоксии — деизм. Богословы-деисты попытались свести религию к ее самым простым элементам, которые они считали универсальными, а потому разумными.

Поскольку естественная религия разумна, добавляли деисты, все остальные религии, включая христианство, должны соответствовать ее законам. По этой причине церковные догматы, данные в откровении, перестали считаться эталоном. Каждое из таких учений оценивалось с точки зрения религии разума. В результате осталось лишь несколько обязательных догматов: существование Бога как необходимая предпосылка бытия, бессмертие души, а также посмертное наказание за грех и благословение за добродетель.

Следует отметить, что деисты практически не рассматривали религию как систему убеждений. Гораздо большее значение для них имела ее этическая сторона. Главная задача религии, в их представлении, заключалась в освящении нравственных законов. В то же время просветители провозгласили способность человека постичь божественную истину, уменьшая — даже полностью исключая его потребность в религии откровения. Все самое важное Творец записал в великой книге природы, доступной каждому желающему прочесть ее.

Неудивительно, что некоторые просветители выступали с резкой критикой христианства, называя его, по крайней мере, в традиционной форме, искажением религии разума. Они подвергали нападкам главные столпы христианской апологетики того времени ссылки на исполнившиеся пророчества и чудеса. Служителей церкви просветители считали распространителями невежества и отживших предрассудков.

Другие отождествляли эти два вероучения, заявляя, что христианство в чистом виде есть не что иное, как одна из форм религии разума. Те, кто не захотели отказываться от христианства, нашли для него особое место, объявив религию откровения необходимым дополнением религии разума или представив ее как исторический этап в непрерывном процессе, который однажды закончится победой совершенной универсальной религии.

<< Предыдущая <> Следующая >>


Библиотека журнала "Златоуст"
Hosted by uCoz