Rambler's Top100 Rambler's Top100

Богословие и богословы XX века
Неприятие либерализма

Гренц С., Олсон Р.


Заглавие книги может показаться обманчивым, Нибур не был наивным романтиком в том, что касается человеческой нравственности. Он приписывал каждому из нас не только бескорыстие, но и себялюбие. В обществе сдержать подобное зло еще труднее, чем в отдельном человеке. Именно поэтому все попытки человечества самостоятельно решить эту проблему, как предлагали либеральные предшественники и современники Нибура, обречены на провал и никогда не достигнут своей цели.

На основе своего анализа Нибур выдвинул идею «двойственной сути нравственной жизни», предполагавшую наличие двух разных подходов и двух соответствующих им нравственных идеалов. Идеалом внутренней жизни отдельного человека должно стать бескорыстие. Но человеческому обществу необходим другой идеал, место которого может занять только справедливость. Эта тема получила развитие в более поздней работе«Интерпретация христианской этики» (1934), где Нибур продолжил свою критику либерализма. В ней он выразил мысль о том, что «любовь может служить мотивом социального действия... справедливость должна стать орудием любви в мире, где эгоизм на каждом шагу нарушает законы любви».

Начиная с «Интерпретации христианской этики», а также в дальнейших своих работах Нибур дополнил критику либерализма идеями, почерпнутыми в библейском понимании веры и у Августина. Он имел прекрасную возможность внимательно изучить то и другое благодаря своей преподавательской деятельности. Он отвергал так называемую «моралистическую утопию» и сентиментальность либеральной церкви, видя их причину в ошибочной уверенности в том, что любовь, которую сам Нибур называл «неосуществимой возможностью», — это простое историческое явление.

Он считал, что либеральный морализм сентиментален по трем причинам. Расходясь с либералами в вопросах антропологии, он критиковал их за недостаточно ясное осознание глубины и силы человеческого греха, неспособное помочь духовным исканиям отдельных верующих и созданию общества справедливости. Кроме того, либеральный морализм не в состоянии поведать людям о подвигах веры, описываемых в евангелии. Стремясь облегчить положение человека, он напоминает нам о заповеди любить Бога и ближнего, забывая о милости Божьей, явленной во Христе, как об источнике прощения грехов и победы над злом. И, наконец, поскольку либералы неправильно понимали различие между идеалом и реальностью — то, как любовь превосходит все человеческие идеи и достижения, — в их учении отсутствовал политический и общественный реализм.

<< Предыдущая <> Следующая >>


Библиотека журнала "Златоуст"
Hosted by uCoz