Rambler's Top100 Rambler's Top100

Богословие и богословы XX века
Миф

Гренц С., Олсон Р.


Альтернатива, предложенная Нибуром

Нибур не только критиковал либерализм, но и предлагал альтернативу, которая, по его мнению, больше соответствовала христианскому реализму. Первоисточником своей теории он считал библейскую веру, в частности, ее древнееврейские корни. Западная культура обязана этой религиозной традиции двумя основополагающими моментами: «ощущением индивидуальности и ощущением целенаправленного исторического развития». Опираясь на богатое наследие прошлого, он пытался привнести эти ценности в современное общество.

Как и другие неоортодоксальные богословы, в разработке своей конструктивной программы Нибур использовал диалектическое понимание взаимосвязи между временем и вечностью. Вечное открывается во временном, но не исчерпывается им. Эту мысль Нибур обнаружил в Библии, где она представлена в контексте осмысленности человеческого существования. История и жизнь каждого отдельного человека наполнены смыслом, но их источник и возможность реализации лежат за пределами истории. Поэтому диалектическую взаимосвязь вечности и времени можно выразить лишь символически, и именно она позволяет нам обратиться к мифу.

Миф

По мнению Нибура, миф необходим, поскольку некоторые стороны окружающей действительности, например, природа человеческих проблем и трансцендентный источник смысла исторических событий, парадоксальны, и потому не могут рассматриваться в контексте рациональных научных категорий. Источник смысла жизни, утверждал он, находится за ее пределами. Но поскольку суть окружающей действительности запредельна как непосредственному человеческому опыту, так и категориям, которые мы используем для его описания, чисто рациональные подходы неуместны в процессе поиска трансцендентного. О трансцендентном можно рассуждать лишь с помощью мифов, символизирующих высшую истину. Таким образом, в христианских символах Нибур находил способ обращения к трансцендентному источнику смысла.

После создания этой теории учение Нибура уже нельзя было отнести ни к либерализму, ни к традиционной ортодоксии. Увлекшись научным методом, чисто рационалистическим подходом к жизни и современным мировосприятием, либералы отвергли христианские мифы. Однако не менее серьезную проблему, по его мнению, представляет ортодоксальный «грех профанации»: «Ортодоксы настаивают на буквальной исторической правдивости своих мифов, забывая о том, что природа и функция религиозных мифов заключается в установлении взаимосвязи между временным и вечным, а потому они не могут использоваться для описания последовательной цепочки событий».

<< Предыдущая <> Следующая >>


Библиотека журнала "Златоуст"
Hosted by uCoz