Rambler's Top100 Rambler's Top100

Богословие и богословы XX века
Практическое христианство

Гренц С., Олсон Р.


Работа в Детройте принесла Нибуру широкую известность. В 1928 году его пригласили преподавать этику в Нью-Йоркском Союзе богословских семинарий, самой престижной протестантской семинарии в Соединенных Штатах того времени. Там он и преподавал до выхода в отставку в 1960 году. Важным событием в жизни Нибура стала возможность выступить со знаменитыми Гиффордскими лекциями в Эдинбурге в 1939 году. Впоследствии они легли в основу его наиболее известной работы «Природа и судьба человека».

Возможно, благодаря перевороту в мышлении, пережитому в годы пасторского служения, Нибур всегда стремился к развитию и не боялся перемен. Готовность развивать свои идеи и постоянно учиться чему-то новому была для Нибура естественной и неотъемлемой частью повседневной жизни, о чем свидетельствует небольшая молитва, составленная им в 1934 году. Она была бы безвозвратно утрачена, если бы один из друзей Нибура не переписал ее для себя: «Боже, помоги нам спокойно принимать то, что невозможно изменить, мужество изменять то, что должно измениться, и мудрость, чтобы отличить одно от другого».

Исследователь творчества Нибура Рональд Стоун делит его жизнь на четыре этапа: либеральный, социалистический, прагматический и, наконец, прагматико-либеральный. Однако вместе они составляют единое целое. На всех этапах своей жизни Нибур продолжал выступать с критикой усвоенных им в юности либеральных идей в контексте взаимосвязи между идеальным и реальным, которую он находил в библейской вере. Каким образом реальность современной жизни, оскверненная грехом и злом, сочетается с идеалом человечества? Ответ на этот вопрос, предложенный богословским и общественным либерализмом своего времени, Нибур считал наивным, необдуманным и совершенно неприменимым в жизни. Вместо этого он попытался соотнести евангелие с конкретной исторической ситуацией, в которой проходила его собственная жизнь, и таким образом понять, как следует нести благую весть западной цивилизации в целом.

Практическое христианство

В трудах Нибура преобладают три взаимосвязанные темы, каждая из которых участвует в решении главной задачи, стоявшей перед ним. Прежде всего, его чрезвычайно интересовала практическая подоплека христианской веры. Своей основной целью он считал привнесение классической христианской традиции в современный контекст и воплощение в собственной жизни убеждений, которые внушает ему вера. Он всегда стремился «доказать актуальность христианства для решения современных проблем». Именно поэтому он отказывался ограничить свои исследования абстрактными богословскими рассуждениями, избрав путь активной практической деятельности в попытке использовать богословские идеи в самых различных областях — в политике, вопросах международных отношений, прав человека и экономики. В каждой из них он последовательно выступал в роли пророка и учителя, обличая недостатки современной общественной жизни с точки зрения христианской истины.

<< Предыдущая <> Следующая >>


Библиотека журнала "Златоуст"
Hosted by uCoz