Rambler's Top100 Rambler's Top100

Богословие и богословы XX века
Профессиональная деятельность и интеллектуальное развитие Нибура

Гренц С., Олсон Р.


Профессиональная деятельность и интеллектуальное развитие

Нибура

Нибур, как и Вальтер Раушенбуш, с которым у него было много общего (несмотря на открытое неприятие Нибуром социального евангелия), вырос в атмосфере христианского пиетизма. Его отец был пастором Евангелического синода (сейчас он входит в Объединенную церковь Христа), своим происхождением обязанного союзу лютеранской и реформатской традиций в Пруссии. После окончания средней школы в Линкольне, штат Иллинойс, Рейнгольд учился в колледже Элмхерст и Иденской семинарии, а с 1913 года в Йельском университете, где получил степень бакалавра богословия, а затем магистра гуманитарных наук в 1915 году.

Профессиональная деятельность Нибура началась в Детройте. И вновь мы наблюдаем удивительное сходство между историей его жизни и жизнью Раушенбуша. Окончив университет, он стал пастором общины, состоявшей, главным образом, из рабочих-конвейерщиков автозавода Форда. Здесь он своими глазами увидел тяжелое положение тех, кто подвергался эксплуатации американских промышленников. Это наложило глубокий отпечаток на формирование его общественной позиции и на его богословские взгляды. Обративший свой взгляд к социализму молодой пастор Нибур, так же как Раушенбуш, служил в криминальном Нью-Йоркском районе и окончательно укрепился в мысли о необходимости социальных реформ.

Но в одном Нибур и Раушенбуш разошлись кардинально. Опыт последнего заставил его сделать выбор в пользу «левого» течения в богословии — «социального евангелия», которое включало в себя некоторые важные элементы богословского либерализма. Напротив, духовное перерождение Нибура, подобно Барту, привело его в лагерь «правых», где он вновь открыл для себя ортодоксию. Общественные потрясения, которые он наблюдал в ходе своего пасторского служения, заставили Нибура, по его собственным словам, «пересмотреть либеральные и крайне моралистические убеждения, которые я отождествлял с христианством». Недостатки либерализма ощущались в области не только общественной, но и личной жизни: «Выполняя свои пасторские обязанности, я понял, что простой идеализм, в который постепенно превратилось классическое христианство, не в состоянии оказать помощь ни в вопросах личной веры, ни в решении сложнейших социальных проблем промышленного города». В Детройте он пришел к выводу о полной неспособности усвоенного им в семинарии либерального богословия удовлетворить потребности пасторского служения в XX веке.

<< Предыдущая <> Следующая >>


Библиотека журнала "Златоуст"
Hosted by uCoz