Rambler's Top100 Rambler's Top100

Богословие и богословы XX века
Ограниченное представление о Боге

Гренц С., Олсон Р.


Ограниченное представление о Боге

Под влиянием экзистенциализма радикальная трактовка Бультманом понятия неизмеримого качественного отличия Бога от человека привела к искажению его представления о Боге. Ограничение богословского дискурса темой человеческого существования лишает нас понимания вечной природы Бога и его участия в жизни своего творения.

Намерения немецкого ученого были весьма похвальны. Выступая против либерального богословия имманентности, он справедливо стремился возвысить Бога в его полной запредельности миру и несхожести с человеком. Но Бультман заблуждался, полагая, будто познать Бога можно лишь по тому, как он действует в нас, придавая подлинность нашему существованию, так что богословие отражает опыт встречи человека с Богом, полагающей начало его подлинному существованию. Было бы ошибкой считать, что Бультман отождествлял богословие с антропологией (сам он отвергал это обвинение), однако, по его мнению, ни одно утверждение, касающееся Бога, не может в то же время не относиться и к человеку.

Идея Бультмана о том, что говорить о Боге можно, лишь одновременно рассуждая о нас самих, выносит вечную природу Бога за пределы человеческих богословских утверждений. В результате его вечная божественная реальность остается непознанной человеком. По мнению Бультмана, это вполне соответствует целям веры: «Тайна, в которую желает проникнуть вера, заключается не в том, что собой представляет Бог, а в том, как он взаимодействует с человеком». Хотя в нем есть доля истины, такое ограничение области богословских рассуждений слишком узко в сравнении с Новым Заветом и богословской историей. Центральное место в классических богословских исследованиях отводится рассуждениям о вечной реальности Бога, а не только о его отношениях с каждым отдельным верующим.

Позиция Бультмана не просто ограничивает область рассуждений о бытии Бога, она не дает возможности говорить о его действии в мире. Относя к мифологии большую часть божественных проявлений, Бультман настойчиво заявлял, что Бог явил себя во Христе «раз и навсегда ради этого мира». Он последовательно стремился показать, каким образом все, что касается этого божественного деяния, должно рассматриваться в контексте человеческого существования. Но, как указывает Джон Макквори, не все в Библии, что связано с проявлениями Божьего могущества, благодати, откровения или неповторимости Иисуса, можно сформулировать в соответствии с герменевтическими критериями экзистенциализма. Следовательно, не все утверждения о трансцендентности Бога можно перевести в рассуждения о человеческой личности, как того, очевидно, требует теория Бультмана.

<< Предыдущая <> Следующая >>


Библиотека журнала "Златоуст"
Hosted by uCoz