Rambler's Top100 Rambler's Top100

Богословие и богословы XX века
Критика христианской традиции

Гренц С., Олсон Р.


В развитии богословия феминизма можно выделить три стадии. Они и сегодня остаются постоянными направлениями работы его представительниц. Все началось с критического анализа прошлого — возрождения опасных воспоминаний об угнетении женщин патриархальной церковью и культурой. Вторым шагом стали поиски альтернативных библейских и внебиблейских традиций, доказывающих, по выражению Рутер, «личное достоинство женщины, ее равенство в отражении Божьего образа, равные возможности искупления и право женщины пророчествовать, учить и осуществлять руководство». И, наконец, феминистки предлагают свой собственный уникальный богословский метод, включающий пересмотр христианских категорий. По словам Памелы Дики Янг: «Каждое богословское учение и концепцию пришлось заново исследовать в свете растущего осознания того, что в церкви женщины подвергались угнетению столь же систематически, как и в других сферах общественной жизни».

Тот факт, что эта основополагающая стадия оказалась последней, не случаен, поскольку богословие феминизма, как и латиноамериканское богословие освобождения, рассматривает свою дисциплину как осмысление практики. Следовательно, богословский метод представляет собой осмысление процесса пересмотра христианского вероучения и жизни христианина с точки зрения женского опыта. Рутер описала задачу богословия феминизма как выработку представления о феминистском сообществе верующих и определение критериев истинности. Этот пересмотр необходим, объясняет она, поскольку первоисточником веры для феминисток не может быть ни церковь, ни ее предание, ни само Священное Писание.

Патриархальное искажение всех традиций возвращает богословие феминизма к познанию истоков религиозного опыта, а именно — веры в божественное основание реальности. Благое по природе своей, оно не желает зла и не творит зла, но утверждает личное достоинство женщин, созданных по его образу.™

Критика христианской традиции

Оглядываясь на более чем две тысячи лет христианской истории и на еще более раннюю историю иудеев, представительницы богословия феминизма видят не то, что привыкли видеть другие. Перед ними открывается мрачная история патриархального угнетения женщин. Для них вся иудео-христианская история отмечена полным забвением, в котором пребывали женщины, и их вынужденным подчинением мужчинам. Многие из них говорят об истории насилия над женщинами, что лишало их не только равенства, но и человеческого достоинства. Ветхозаветные отрывки, где женщины названы «нечистыми» после деторождения и во время менструаций, новозаветные фрагменты, запрещающие женщинам учить в церкви и предполагающие их второстепенную роль в цепочке бытия, отцы церкви, которые называли женщин «неполноценными мужчинами» и обвиняли их в мужских грехах — вся эта священная история, по мнению феминисток, отнюдь не заслуживает называться «священной».

<< Предыдущая <> Следующая >>


Библиотека журнала "Златоуст"
Hosted by uCoz