Rambler's Top100 Rambler's Top100

Богословие и богословы XX века
Христианское служение как практика освобождения

Гренц С., Олсон Р.


Христианское служение как практика освобождения

Важной темой богословия освобождения следует считать также христианское служение как освободительную деятельность. По их мнению, служение церкви в Латинской Америке должно быть направлено на преобразование общества в подобие Божьего царства. Солидарность с неимущими в их борьбе, указание на истинные причины их бедности (воспитание сознания) и поддержка любых усилий по освобождению от угнетения все это средства спасения. В конечном итоге, конечно, царство Божье это дар, который мы получим от Бога в конце времен. Только тогда мы будем по-настоящему свободны. Но пока история продолжается, церковь Иисуса Христа призвана содействовать распространению Божьего царства на земле, приближаясь к его идеалу через построение справедливого общества. Любые действия, направленные на достижение этой цели, как говорил Гутьеррес, могут называться освободительными. «Все усилия по созданию справедливого общества по праву считаются освободительными. Они способны косвенно, но эффективно обратить вспять последствия отчуждения. Это подвиг спасения, хотя спасение им не ограничивается».

Представителям богословия освобождения часто задают вопрос: могут ли усилия по созданию справедливого общества включать в себя насилие? Можно ли считать насильственное свержение правительства частью христианского служения? Может ли подвиг спасения совершаться путем вооруженного конфликта? Эти вопросы приобрели особую актуальность во время сандинистской революции в Никарагуа, в которой участвовали священники, разделявшие взгляды богословия освобождения. Героический ореол, окружавший священника-партизана Камилло Торреса, также заставил многих задаться этим вопросом.

Гутьеррес и Мигес Бонино согласны, что, хотя насилие не идеальный способ, в качестве последнего средства оно может оказаться необходимым для достижения справедливости — даже для христиан. Главное различие между ними заключается в их отношении к использованию насилия. Мигес Бонино явно считает его необходимым злом. Ненасильственное сопротивление узаконенному насилию всегда предпочтительнее вооруженного восстания.1,3 Гутьеррес тоже не призывал к революции, но в то же время отказывался осуждать тех, кто, подобно Че Геваре или Камилло Торресу, считали необходимым участвовать в вооруженной борьбе против насилия существующего порядка: «Мы не имеем права говорить, что насилие оправдано, когда к нему прибегают угнетатели, но недопустимо, если бедняки используют его для свержения гнета». Оба богослова сходятся во мнении о том, что главным инструментом христианского служения должны быть ненасильственные методы — пророческое обличение тирании и возвещение воли Бога, заповедавшего полное освобождение от всего, что лишает людей их человеческого достоинства, и прежде всего от бедности.

<< Предыдущая <> Следующая >>


Библиотека журнала "Златоуст"
Hosted by uCoz