Rambler's Top100 Rambler's Top100

Богословие и богословы XX века
Богословие и марксизм

Гренц С., Олсон Р.


В богословии освобождения марксизм нередко приходит на помощь христианской практике. Эта тема оказалась наиболее спорным аспектом богословия освобождения. Практически все его представители использовали марксистский социальный анализ для понимания ситуации, сложившейся в Латинской Америке, и поиска путей решения проблемы бедности. Они единодушно считают, что капитализм несет в себе зло, тогда как социализм, хотя и далек от царства Божьего, является идеальным типом экономического устройства. По убеждению Гутьерреса, разрушение существующей системы и построение нового социалистического общества — лучший способ исполнить заповедь Иисуса напоить «малых сих чашею холодной воды», поскольку

предложение воды или питья — в наши дни поступок политический.

Он несет с собой преобразование общества, охраняющего интересы небольшой кучки людей, которые присваивают себе плоды чужого труда. Целью этих преобразований является радикальная смена самой основы общественного устройства, то есть частной собственности на средства производства.

В этих словах отражены две главные особенности использования марксистской философии в богословии освобождения: в качестве инструмента социального анализа и программы общественного преобразования. Гутьеррес и Мигес Бонино сходятся во мнении, что, поскольку труд является неотъемлемой частью человеческого существования, принуждение человека продавать плоды своего труда по цене более низкой, чем их реальная стоимость, как это происходит при капитализме, ведет к отчуждению и эксплуатации. Владельцы средств производства, например, шахты или завода, эксплуатируют своих работников, присваивая себе добавочную стоимость их труда. Такая эксплуатация отчуждает работников от их труда, а следовательно, и от самих себя. Эксплуатация и отчуждение, в конце концов, разжигают классовую борьбу, которая завершается революцией, особенно в ситуации крайнего обеднения, подобной той, что сложилась в Латинской Америке.

Представители богословия освобождения уверяют, что марксистский анализ проливает свет на причины несправедливости и нищеты в Латинской Америке. По их глубокому убеждению, использование идей Маркса в богословии ничем не отличается от обращения отцов церкви или Фомы Аквинского к трудам языческих философов Платона и Аристотеля. Разумеется, они добавляют, что, заимствуя идеи марксистской философии, христиане должны подходить к ним критично и избирательно. Мигес Бонино, вероятно, наиболее активный сторонник критического заимствования христианством идей марксизма, поясняет:

<< Предыдущая <> Следующая >>


Библиотека журнала "Златоуст"
Hosted by uCoz