Rambler's Top100 Rambler's Top100

Богословие и богословы XX века
Контекстуальное богословие

Гренц С., Олсон Р.


Такая теория познания может привести и зачастую приводит к релятивизму: познание якобы настолько обусловлено общественными, политическими и экономическими реалиями окружающего мира, что не в состоянии от них абстрагироваться. Но представители богословия освобождения не разделяют позицию детерминизма и редукционизма. Принимая основные идеи социологии познания, они придерживаются иных, но порой тесно связанных с ними взглядов, выработанных марксистской философией двадцатого века: чтобы преодолеть рамки замкнутой классовой или национальной системы познания, люди могут и должны развивать в себе критическое или диалектическое мышление. Это означает, что каждый человек должен осознать свои собственные предпосылки и интересы и подвергнуть их критическому анализу. Только недоверчивое и критичное (диалектическое) отношение к господствующим формам мышления своей культуры может помочь человеку избежать определяющего влияния окружающей общественной среды.

Если познание обусловлено социальным окружением, то, разумеется, всякое знание контекстуально. Как знание господствующего класса (идеология), так и критическое знание тех, кто противостоит правящим кругам, неразрывно связаны с конкретными условиями, в которых живет и мыслит каждый познающий.

Представители богословия освобождения утверждают, что это столь же справедливо в отношении богословия, как и для любой другой дисциплины. Следовательно, по их мнению, европейские и североамериканские богословские учения совершенно неприемлемы в условиях Латинской Америки. По словам Гутьерреса:

Здесь вера живет в сердцах бедняков. Здесь воплощенный результат богословских размышлений не служит для временного облегчения их страданий и отказывается стать частью правящего богословия. Здесь богословы как нигде четко осознают отличие

своих учений от господствующего направления, консервативного или прогрессивного.

Итак, богословие всегда контекстуально и никогда не носит универсальный характер. Учение, разработанное в одном месте, будь то Рим, Тюбинген или Нью-Йорк, нельзя насаждать в других. Такого рода богословие «свыше» совершенно неприемлемо для представителей богословия освобождения. Они настаивают на создании собственного латиноамериканского богословия, рожденного в неразрывной связи с общественно-политической обстановкой в этой части света.

<< Предыдущая <> Следующая >>


Библиотека журнала "Златоуст"
Hosted by uCoz