Rambler's Top100 Rambler's Top100

Богословие и богословы XX века
Контекстуальное богословие

Гренц С., Олсон Р.


Хозе Мигес Бонино родился в 1924 году в Санта Фе, в Аргентине. Его родители были методистами. Хотя сам Бонино вырос в семье среднего класса, он много общался с аргентинскими бедняками, и озабоченность их тяжелым положением побудила его примкнуть к социалистическому движению. Он изучал богословие в протестантской семинарии в Аргентине и получил диплом в 1948 году. Позднее он продолжил учебу в университете Эмори в Атланте, штат Джорджия, а в 1960 году получил докторскую степень Объединенной богословской семинарии в Нью-Йорке.

Экуменические взгляды Бонино позволили ему выступить в роли особого методистского наблюдателя на II Ватиканском соборе в Риме и занять пост президента Всемирного совета церквей. Он преподавал богословие в двух протестантских учебных заведениях в Аргентине и часто выступал с лекциями в Англии, Коста-Рике, Франции и Соединенных Штатах.

Мигес Бонино всегда решительно отстаивал возможность использования христианами марксистского анализа общественной жизни. В своей книге «Христиане и марксисты: Взаимный призыв к революции» он объяснял, почему христианин вполне может быть марксистом, а марксист — христианином. Но наиболее значительной его работой считается книга «Как заниматься богословием в революционной ситуации». В ней он изложил основы богословия освобождения и призвал церковь отказаться от стремления приватизировать веру и молчаливо соглашаться с существующим порядком вещей в пользу революционной борьбы за права бедняков. Теоретическое и этическое обоснование участия церкви в этой борьбе он дает в работе «Основы христианской политической этики».

Несмотря на разную конфессиональную принадлежность, Гутьеррес и Бонино единодушны в вопросах основ богословия, этики и христианского служения. Мы попытаемся дать доброжелательный и одновременно критический анализ общих тем богословия освобождения и проиллюстрировать его ссылками на произведения этих двух мыслителей.

Контекстуальное богословие

Все направления богословия освобождения сходятся на том, что богословие должно быть контекстуальным. Однако это скорее предположение, чем ясное и четкое утверждение. Оно означает, что богословие должно быть неразрывно связано с конкретными общественными и культурными условиями. Опираясь на идеи социологии познания, представители богословия освобождения утверждают: всякое богословское учение формируется и развивается под воздействием социальной среды. Дермот Лейн писал: «Познание не может быть нейтральным и не иметь ценностной ориентации. Всякое знание воплощает в себе современные ему общественные условия». Иными словами, знание всегда служит отражением интересов познающего. Эти интересы варьируются в зависимости от общества и культуры, а с ним меняется и знание.

<< Предыдущая <> Следующая >>


Библиотека журнала "Златоуст"
Hosted by uCoz