Rambler's Top100 Rambler's Top100

Богословие и богословы XX века
Нарративные подходы

Гренц С., Олсон Р.


От идеи библейского богословия Райта до повествовательного подхода к богословию в целом оставался всего один шаг. Он создал условия для нового прочтения Библии как истории, чтобы затем на его основе рассказать свою собственную историю:

Поскольку Бог познается в своих деяниях, Библия представляет собой их описание, а также учение, сопровождающее эти деяния или выводимое из них в связи с конкретной ситуацией, в которую попадают верующие. Исповедовать Бога — значит рассказывать историю и разъяснять ее смысл.

Кризис историко-критического метода создал условия для появления новой, хотя и связанной с ним методологии библеистики. Целью ее создателей было выйти за рамки критических приемов, разработанных ранее, например, критики форм и редакций, используя так называемую каноническую критику. Историческая реальность событий, о которых повествуется в Библии, имеет в этом случае не столь большое значение, как функция повествовательного жанра в контексте Писания.

Впервые это направление мысли встречается в работе Эрика Ауэрбаха «Мимесис» (1946). Ауэрбах решил провести сравнительный анализ библейских повествований и античной литературы. Результаты его исследования оказались весьма своеобразными. Библия, утверждал он, представляет нам существующий порядок вещей, призывая читателя войти в мир текста. Тем самым он попытался заставить герменевтику отойти от привычного стремления привнести текст в мир читателя. Идеи Ауэрбаха и других мыслителей вновь вызвали у богословов желание сосредоточить внимание на окончательной форме библейского текста, а не на истории его создания.

Нарративные подходы

Новые идеи в богословии и библеистике объединили вокруг себя непрочную коалицию мыслителей, которые сочли категорию повествования полезной в решении старых и современных богословских проблем. Несмотря на единодушие в вопросе значимости данной категории, представители нарративного богословия пока не выработали общего определения для самого термина «нарратив». Как и многие богословские течения на ранних этапах своего развития, члены этого сообщества движутся в самых разных направлениях. Идеи нарративного богословия нашли отражение во многих научных трудах, так что историки затрудняются в точном определении его основных ТИПОВ. Такое многообразие форм и направлений — отчасти результат того, что отдельные представители нарративной школы занялись решением главных проблем, общих для движения в целом.

<< Предыдущая <> Следующая >>


Библиотека журнала "Златоуст"
Hosted by uCoz