Rambler's Top100 Rambler's Top100

Богословие и богословы XX века
Неоортодоксия как первоисточник повествовательного богословия

Гренц С., Олсон Р.


Это двойственное представление об истории определило взгляды Нибура на откровение, позволив понять, каким образом события могут быть средством его передачи и происходить по воле Бога, в то же время оставаясь объектом исследования. По мнению Нибура, откровение — та цепь событий, та часть внутренней истории, которая служит человеку или обществу для интерпретации всех прочих событий и таким образом играет определяющую роль в становлении личного и общественного самосознания. Откровение, утверждал он, это то, что позволяет нам понять, запомнить и усвоить уроки прошлого, объяснить современные личные или нравственные действия и, наконец, предвидеть будущее. Таким образом, откровение представляет собой единое непрерывное событие, «которое происходит вновь и вновь всякий раз, когда мы вспоминаем освещающее всю нашу жизнь ядро человеческой истории».

Тот факт, что Нибур подробно затронул эти темы, позднее позволил представителям нарративного богословия вернуться к его книге и найти в ней семена собственных идей. «Нибур привлек наше внимание к соприкосновению событий “объективной”, или “внешней” истории с личными историями отдельных людей и целых сообществ», — заключал Джордж Струп. «Именно в контексте этого соприкосновения повествований нам следует искать смысл откровения и содержание христианского самосознания». Более того, «Нибур сделал вызвавшее споры заявление, что откровение включает в себя присвоение внешнего события на уровне внутренней истории и что такое “присвоение” неизбежно принимает форму истории, по выражению Нибура, “истории нашей жизни”». Человеческая реакция на событие откровения, в свою очередь, побуждает христианина исповедовать веру посредством повествования, заключает Струп.

Еще один аспект нибуровской концепции откровения был весьма важен в развитии нарративного богословия. Хотя это событие происходит в рамках внутренней истории личности, откровение, в понимании Нибура, не носит частный характер. Сообщество, в котором живет человек, — это необходимый элемент процесса откровения, поскольку играет роль носителя повествований и символов. Будучи усвоены человеком, они и создают ситуацию откровения.

<< Предыдущая <> Следующая >>


Библиотека журнала "Златоуст"
Hosted by uCoz