Rambler's Top100 Rambler's Top100

Богословие и богословы XX века
Библеистика у истоков повествовательного богословия

Гренц С., Олсон Р.


В ходе развития повествовательного мышления рассуждения Карла Барта об откровении в первых двух томах его «Церковной догматики» послужили достойным завершением картины, представленной Нибуром. В основание нового движения была положена его широко известная концепция тройственной природы Божьего Слова — воплощенного, письменного и проповедуемого. Она стала отправной точкой построения двух измерений откровения. Существует, прежде всего, объективное измерение — воплощение Иисуса Христа как историческое событие, в ходе которого Слово Божье стало зримой реальностью. Это и составляет содержание откровения:что или кого оно нам открывает. В то же время откровение субъективно, поскольку происходит в настоящем, в опыте отдельных людей и целых сообществ. Второе измерение описывает, каким образом Слово Божье становится реальностью в потоке человеческого языка.

Идеи Барта заложили концептуальное основание для использования истории в качестве средства соприкосновения человека с Богом, впоследствии описанного в нарративном богословии. По словам Струпа: «отдавая преимущество учению об откровении, Барт установил связь между христианской верой и теми событиями, которые дают христианам возможность засвидетельствовать деятельное присутствие того, к кому Иисус обращался “Авва”».27 Представители нарративного богословия связали воедино взгляды Барта и Нибура для характеристики события откровения, происходящего при столкновении историй отдельного человека и общества.

Библеистика у истоков повествовательного богословия

Параллельно с этими важными вехами в развитии богословия происходили не менее важные изменения в области библеистики. Подобно тому, как богословские вопросы, касающиеся откровения и природы Библии, привели к кризису богословия, кризис библеистики с самого начала столетия назревал в связи с историко-критическим методом.

Историко-критический метод изучения Библии, возникший во времена Реформации, наряду с другими вопросами ставит вопрос об историчности событий, описанных библейским автором. В результате широкого применения историко-критического метода появилась тенденция оценивать тот или иной текст как малозначительный или вовсе отвергать его значимость, полагая, что если описанное в Библии событие не происходило, то о нем уже нет смысла говорить. Распространение таких взглядов привело к тому, что в церкви голос Писания практически умолк. Как следствие, по окончании Второй мировой войны библеисты стали уделять все большее внимание проблеме непреходящего значения Библии.

<< Предыдущая <> Следующая >>


Библиотека журнала "Златоуст"
Hosted by uCoz