Rambler's Top100 Rambler's Top100

Богословие и богословы XX века
Богословская методология

Гренц С., Олсон Р.


Прежде всего, подобно новым научным парадигмам, новая богословская парадигма должна одновременно отличаться преемственностью и разрывностью по отношению к прежним. Кюнг выдвинул на передний план несколько конкурирующих парадигм в попытке выявить их недостатки и при этом сохранить их сильные стороны. Так, например, католический традиционализм, особенно ярко представленный в учебнике богословия девятнадцатого века Денцигера, способствовал сохранению единства и преемственности христианского учения. Однако стремление приверженцев этой идеи поставить ортодоксальное католичество в центр христианства совершенно неоправданно. Еще одну альтернативу предложил Карл Барт. Именно он стал инициатором смены модернистской парадигмы постмодернистской. Но при желании сделать свое богословие образцом для третьего тысячелетия ему следовало шире использовать критическую методологию и признать наличие истины в других мировых религиях.

Богословская методология

Кюнг выделил два основных полюса, которые должны быть в равной степени представлены в новой богословской парадигме: «богословие с точки зрения истоков христианства и его центральной точки на фоне современного мира». Иными словами, в богословии должны действовать два источника, или нормативных критерия: «Божье откровение в истории Израиля и жизни Иисуса», с одной стороны, и «наш собственный мир человеческого опыта» — с другой. Кюнг считал возможным использовать тиллиховский метод корреляции этих двух источников и норм богословия, предлагая, однако, внести в него серьезные изменения. Он выдвинул идею «критической корреляции», в рамках которой между ними периодически происходит подлинное «критическое противостояние». Поэтому богословы с самого начала не должны ожидать, что между евангелием, даже в лучшей историко-критической трактовке, и современным человеческим опытом будет царить ничем не нарушаемая преемственность и гармония. Иногда будут возникать конфликты и противостояния. Вот почему эта парадигма относится не к модернизму, а к постмодернизму. В случае конфликта преимущество должно быть отдано самому христианскому учению, а не диапазону современного опыта.

<< Предыдущая <> Следующая >>


Библиотека журнала "Златоуст"
Hosted by uCoz