Епископ ЕВТИХИЙ
| |
В наши дни слово “покаяние” можно услышать не редко. Но, примечательно, что чем чаще такое слово произносится, чем больше люди к нему привыкают, тем, к сожалению, всё меньше на него обращают внимания, меньше размышляют об этом слове. Это очень печально, потому что есть слова, значение которых очень велико в жизни человеческой. Понизишь значение слова — понизится смысл самой жизни; опошлишь слово — опошлится жизнь; уничтожишь смысл слова — обесценится, станет бесцельной и бессмысленной жизнь, превратится в жалкое существование. Так всегда происходило и происходит. Возьмём, к примеру, слово “жизнь”. Когда злонамеренные идеологи вложили в него лишь узкое значение физиологического существования без понятия души, вечности, Творца — то и цена того, что обозначает это слово, настолько пала, что убийство стало возможным в массовом, планово-“государственном” масштабе (французская революция, российская…). А в наши дни? Только потеря благоговения перед словом “жизнь”, с тем же безумным лишением этого слова глубинного, сокровенного смысла позволяет людям убивать детей во чреве матери (т.е., делать аборты). Или ещё один пример со словом “любовь”. Это слово, обозначающее наивысшее чувство; вдохновение жизни, её возвышенность; пламень и свет; крылья души. Обрезали слову крылья, засунули в потную постель, отняв от души и от вдохновенного разума — присвоили извращённому инстинкту. Что получили? Разрушение нравственности и разрушение семьи; пустынную тоску человеческих чувств и ненасытную жажду порока, которая только временно удовлетворяется всё ниже опускающейся развращённостью. Говорить в этом плане можно очень много, но мысль ясна: цена слова в его истинном значении очень велика. Между тем, возвращение словам и понятиям их исконного смысла — это действие сродственное покаянию, о котором и идёт речь. Задумываясь о необходимости восстановления истинного смыслы важнейших слов: жизнь, любовь, душа, вера, святость, цель, смысл, разум, добро, милость, вечность, правда, совесть, благоговение, счастье и т.д. — в этот ряд на первое место целесообразно поставить слово ПОКАЯНИЕ и, пользуясь им, возвращать утраченную ценность и содержание другим словам. Постараемся же осмыслить значение покаяния, приблизить его к разумению так, чтобы оно стало для нас руководственным. Покаяние мы прежде всего связываем с Церковью и это правильно и закономерно. Основание Церкви — Христос, Бог пришедший нас призвать и открыть нам путь к нашему первозданному состоянию, спасти нас от извращения и самоуничтожения. Первое слово проповеди Христа о спасении: “Покайтеся!” В Церкви Православной покаянию первое место во всём богослужении. Почти все молитвы о нём же. Самое же непосредственное отношение к покаянию имеет, конечно, — исповедь. На исповеди происходит примирение человека с Богом. Человек должен перед лицом Божиим в присутствии священника как свидетеля и своего помощника в этом не лёгком деле, сказать о себе всю правду. Готовясь к исповеди, мы напрягаем память и спрашиваем свою совесть для осознания какие проступки мы совершили в своей жизни, какие предписания Закона Божия мы нарушили или не исполнили. Кто не надеется запомнить, тот записывает к исповеди всё, что подсказывают память и совесть. Остаётся ещё преодолеть ложный стыд, который отличается от настоящего тем, что настоящий стыд удерживает от совершения греха, а ложный — от совестливого признания во грехе. Весь этот духовно-нравственный труд мы совершаем ради исправления своей жизни — с одной стороны, и ради сохранения любви к Богу. Поэтому, отходя от исповеди после разрешительной молитвы, нужно иметь в своём сердце не прохладу умиротворения, а огонь покаяния несколько разгоревшемся чуточку хотя бы более, чем он был в нас до исповеди. Этому огню способствует благодарность Всемилостивому Богу за то, что это Он, давший нам разум и жизнь, любя нас привёл к покаянию и обстоятельствами жизни и голосом совести; благодарность и за то, что Он готов нас простить, если мы исправим свою жизнь. Жизнь человеческая исправляется всей жизнью: всем временем жизни, всеми проявлениями жизни и всеми устремлениями (намерениями) жизни. И за всю жизнь надо, чтобы хватило огня покаяния. Пожалуй, что слово “огонь” очень подходит к тому самокритичному настроению, верее даже — состоянию души, которое соответствует покаянию. Искру этого огня носит в своём сердце почти каждый человек. Она выражается присутствием где-то в глубине души, где-то в самом подсознании мысли, что я грешен, что я должен покаяться и я знаю, что несмотря ни на что я всё же покаюсь перед Богом моим. Но началом осуществления этой мечты является возникающая из правдивой беседы со совей совестью уверенность в своей собственной неправоте. Припомним о том, что один древний общепризнанный мудрец (Сократ) изрёк: “Я знаю лишь то, что я ничего не знаю”. Без веры, без Христа и без Церкви этакая уверенность в своей неправоте заводит человека в какой-то безвыходный тупик, а для православного — это возгорание покаянного огня и начало пути самоочищения. Напротив: без сознания своей неправоты никак не зародится покаяние, тем более не станет огнём в сердце; может только появиться какой-то отблеск на блестящем самоуверенностью сердце. Этот холодный блеск достигается безукоризненным поведением и чётким порядком мыслей и чувств, однако при отсутствии смиренного недоверия себе, без чувства ущербности своей личной правоты, невозможно удержать этот милый нам самим блеск от присутствия в нём самообмана и прелести. Нам очень бывает трудно даже допускать в рассуждениях с самим собою такую мысль: "Я совершенно не прав". Рассудок просто бунтует от такой мысли и мы даже никак не можем представить жизни своей без сознания собственной правоты. Чтобы помочь себе, можно попробовать начать свои рассуждения от самого начала, от первой странички своего сознания. Оглядимся вокруг себя и убедимся, что окружающий нас мир, как и мы сами, существуем на самом деле, существуем не призрачно. Но всё реально существующее кем-то создано: если есть создание (в чём мы всегда можем убедиться) — значит есть и Создатель, то есть и Творец, Бог — Создатель всего, Высший Разум, Причина появления и существования всего мира. Это так же точно, как и то, что Бог-Создатель точно знает для чего нам дано рождение и жизнь, со всеми нашими бедами, и болезнями, и скорбями, со всем тем, что касается нашей личной жизни. Как можно возразить этой простой и очевидной истине?! Да, пожалуй, возразить-то и невозможно, а вот удержать наш укор по этому поводу бывает трудно: “Если Он — мой Бог всё знает про меня, то почему я не знаю; почему я дохожу до отчаяния, не понимая для чего эти неприятности, страдания, несправедливость в моей жизни и в жизни других, подобных мне; почему будущее так неясно, настоящее так не прочно, а в прошлом так много зла?…”. Подобных вопросов у нас бывает много, порой даже слишком много. Вот эти вопросы, сомнения и неясности и нужно собрать вместе, подытожить и сделать мужественный и честный вывод: “Какая может быть моя (собственная) правота, если так много важнейшего, можно даже сказать — главного, для меня не понятно?! Этот вывод стряхивает с нас весь блеск само уверенности, как высохший грим. Оказывается нет никакого безумства в уверенности собственной неправоты. Здесь мы и найдём источник смирения своей гордыни перед Богом и признаем необходимость покаяться перед Ним. Чтобы эти чувства не ввергли нас в бездну отчаяния и тоскливого уныния, нужно постоянно помнить, ни на миг не забывая, о непрекращающейся и всех обнимающей Божией любви. Любовь источает только добро, а всякое зло есть искажение Божьего создания, выход за рамки Его воли. Мы, как частица творения Божия, тоже созданы лишь для добра и всякое наше зло — есть искажение нашей богозданной природы. Пока есть зло и несовершенство в нас, дотоле существует и непременная необходимость покаяния. Многое в этом процессе может объяснить хрестоматийный сравнительный образ, сравнивающий человеческую душу с некоей комнатой. Пока комната совершенно лишена света, нам очень легко утверждать, что в ней царит полнейший порядок; когда же появляется хотя бы очень слабый свет, становится заметным беспорядок в крупных вещах; более яркий свет способствует обнаружению присутствия в той комнате грязи; ещё более яркий позволит отличить чистую вещь от запачканной и обнаружить скопления пыли; и, наконец, в ярком луче солнца становятся различимы и мельчайшие пылинки, удерживающиеся в воздухе из-за своего ничтожно малого веса. Этот пример, между прочим, разрешает на недоумение, которое может возникнуть при чтении о святых подвижниках, которые до своего последнего вздоха не лицемерно считали себя самыми великими грешниками на земле. Дело было не в обилии и величине их грехов, а в обилии света в их душе, вызываемого яркостью огня покаяния. С другой стороны, тот же пример показывает почему мы бываем столь самоуверенны в своей "безгрешности" и почему у людей далёких от Церкви, разговор о покаянии вызывает лишь недоумение своей кажущейся им неуместностью. Тут же мы найдём и повод тревожиться о своей холодности к исповеди, свидетельствующей об отсутствии покаянного света в наших душах. Холодность во всех сферах человеческих чувств говорит об отсутствии любви. Доброе качество человека — любовь к жизни, однако жизнь любить и холодным быть к Тому, кто её дал, согласитесь — нелепое несоответствие. В первую-то очередь и нужно любить Жизнодавца, а потом, соответственно, и Его дары. Тогда и жизнь мы будем любить богодарованную, а не потерявшую смысл и влекущую нас к бесславному итогу — вечной погибели. Любовь к такой бесцельной жизни имеющей страшную перспективу вечной смерти, окажется в конце концов не жизнелюбием, а смертолюбием — вот какая ужасная гримаса обмана подстерегает нас без любви к Богу. Имея затаённое желание покаяться перед Богом, любите Его, ожидающего терпеливо Вашего обращения; исповедуясь и каясь перед Богом, любите Его отеческое и милостивое Его к Вам снисхождение; отходя от исповеди, покаявшись за все свои согрешения — ещё более любите Бога за Его милосердие и заботу о Вас, приведшую Вас к началу исправления, любите Его, милующего и прощающего Вас и не угашайте в сердце своём огня покаяния, но умилением и любовию больше его разжигайте. Думайте о том, как когда-то предстанете непосредственно перед лицом Божиим и все Ваши дела, мысли, намерения будут открыты перед Ним. Не забывайте этого будущего нашего стыда перед нашим великим любящим Создателем, старайтесь смягчить тот будущий стыд всемерным покаянием и исправлением жизни. Помните, что при должном отношении нашем к покаянию, оно способно не только испросить нам прощения, но и стать великой наградой – вечной жизни в Небесном Царстве, где будет радость вечная, где будет ясное видение нашего Бога и понимание всего Божиего Промысла о прошлом и будущем, где будет несказанное упоение созерцанием необыкновенной великой Божией любви. Ищите покаяния и повода к нему не оставляйте без внимания. Раскрывайте смысл истинного покаяния вниманием к произносимым словам православных молитв и слов Священного Писания. Не угашайте огня покаяния успокоением своей совести, но будьте чутки к её голосу и поддерживайте голос совести своими размышлениями и своими чувствами. Не оставьте без сочувствия обращения к нам евангельского голоса Господа Иисуса Христа: “Покайтеся, ибо приблизилось Царство Небесное”. Аминь. Design © "Златоуст" |