Целью данного изследования не являлась
защита или критика догмата искупления, в изложении Митроп. Антония
(Храповицкого). Нас интересовал вопрос, вынесенный в заглавие: является ли
толкование данного догмата Митроп. Антонием – официальным учением Русской
Зарубежной Церкви?
Выяснение сего необходимо, так как
некоторые критики Митроп. Антония, не согласные с его богословскими взглядами
по данному вопросу, на этом основании обвиняли и обвиняют всю РПЦЗ в
неправомыслии.
Свой взгляд на догмат искупления
Митроп. Антоний излагал, в той или иной степени, в следующих трудах:
“Размышления о спасительной силе Христовых страстей”, 1890 г.; “Какое
значение для нравственной жизни имеет вера в Иисуса Христа”, 1896 г.;
“Догмат Искупления”, 1917 г.; “Опыт Православного Христианского
Катехизиса”, написанный в 1919 г., но изданный только в 1924 г.
Что касается первых трех статей, то они
не могут быть вменены РПЦЗ как ее официальное учение, т. к. во-первых: эти
работы были изданы, вообще, до возникновения Собора и Синода Архиереев РПЦЗ, а
во-вторых: Митроп. Антоний никогда не выступал с предложением считать сии
работы официальным церковным вероучительным пособием. Поэтому мысли, изложенные
в данных статьях всецело остаются частным мнением Митроп. Антония.
Иначе дело обстояло с “Опытом
Православного Христианского Катехизиса”. А именно – “27 марта/9 апреля
1925 г. Архиерейским Синодом РПЦЗ в отсутствии Председателя Синода Митроп.
Антония... было решено: 1) Одобрить... “Опыт Православного Христианского
Катехизиса” для русских учебных заведений, как учебник... 2) Рекомендовать
заменить в учебных заведениях Филаретовский катехизис означенным “Опытом
Катехизиса”, как более кратким и удобным для усвоения. Однако, на это решение
последовал протест со стороны Архиеп. Феофана (Быстрова) и Еп. Серафима
(Соболева)” (“Жизнеописание Блаженнейшего Митрополита Антония...” под редакцией
Еп. Никона Рклицкого, т. 5, стр. 167).
Обратим внимание на то, что оба эти
иерарха принадлежали к РПЦЗ, из чего ясно это был богословский диалог внутри
Зарубежной Церкви. В частности, Владыка Феофан не без оснований указал на то,
что замена одного катехизиса другим требует великой осмотрительности и осторожности,
так как в общем сознании верующих катехизис, одобренный высшей церковной
властью, является не просто учебником, но и своего рода официальным
исповеданием веры (Там же, стр. 168).
“Тогда владыка Антоний подал 9/22
апреля 1925 г. заявление в Архиерейский Синод, в котором указал, что “
ввиду того, что Синодальное определение от 27 марта/9 апреля 1925 г. об
одобрении “Опыта Православного Христианского Катехизиса” в качестве учебника...
с заменой в учебных заведениях Филаретовского катехизиса... вызвало в некоторых
местах недоумение и споры, и принимая во внимание, что замена учебника по
таковому важному предмету, как катихизис, должна принадлежать прерогативе
Всероссийской Церковной Власти, а не части ее, как я писал в своем предисловии,
нахожу вполне целессобразным: исполнение Синодального определения от 27 марта/9
апреля 1925 года об одобрении моего катихизиса в качестве учебника пока отменить
и вопрос отложить до рассмотрения его полновластным церковным органом в
России...” ” (Там же, стр. 167).
Позже в “Окружном послании” от 10/23
июля 1926 г. Владыка Антоний официально заявил: “Я составил не катехизис,
а “Опыт православного катехизиса” и в предисловии своем заявил, что с
готовностью откажусь от своих мнений в нем, если будет доказана неправильность
их. В прошлом году по письменной просьбе Митроп. Евлогия... Архиерейский
Синод... на основании отзывов некоторых Свят. Патриархов и иерархов, одобрил
его, как учебник, но я отказался от этого ввиду того, что этот Опыт
Катехизиса вызвал разногласия... Поэтому труд мой может быть предметом
академических споров...” (“Церковный вестник”. № 11 и 12/102-103/,
1926 г.).
Приведенные свидетельства позволяют
заключить, что “Опыт Катехизиса” Митроп. Антония (равно, как и другие его
работы, касающиеся догмата искупления) не являются официальным учением РПЦЗ.
В дополнение к сказанному укажем на то,
что общепризнанное катехизаторское пособие Русской Зарубежной Церкви – “Закон
Божий”, составленное протоиереем Серафимом Слободским (по которому, кстати
говоря, воцерковлялась практически вся Россия, после падения там
коммунистической идеологии), не содержит в себе тех мыслей Митроп. Антония – о
догмате искупления, которые вызвали известные разногласия [1].
19 июля 1966 г. “Закон Божий” был
разрешен к печати, как учебное пособие, Учебным Комитетом при Архиерейском
Синоде РПЦЗ, за подписью председателя Комитета – Архиеп. Аверкия Сиракузского и
Троицкого. В частности, в “Законе Божием” определенно говорится, что избавление
от вечной погибели совершилось кровью Спасителя Иисуса Христа, берущего на Себя
грехи мiра (стр. 181).
В этом же традиционном святоотеческом
русле учение об искуплении освещается в учебниках: “Догматическое богословие”
профессора Свято-Троицкой семинарии прот. Михаила Помазанского и в учебнике
многолетнего ректора семинарии Архиеп. Аверкия “Руководство к изучению Св.
Писания Нового Завета”. Согласно повествованию последнего – искупление
совершилось на кресте, через вольные страдания и смерть Спасителя (“Руководство
к изучению Св. Писания Нового Завета”, часть 1, стр. 319 и др.; Джорданвилль,
1974 г.). То же говорится и в “Законе Божием” о. Серафима Слободского –
стр. 413, 516.
Что касается литургического творчества
в лоне РПЦЗ, то здесь можно привести характерный отрывок из “Молитвы о спасении
России”, составленной Еп. Гавриилом Челябинским: “Подаждь же мир... людям
Твоим, ихже (которых) честною Твоею кровию искупил еси”. Целиком сия
молитва читается в Русской Зарубежной Церкви за каждой литургией, уже многие
десятилетия.
В данной статье не ставилось целью –
полностью изложить учение об искуплении, мы указали лишь на некоторые места из
учебно-вероучительных пособий РПЦЗ только для того, чтобы показать, что сей
вопрос излагается в них, согласно общепринятой святоотеческой церковной
традиции.
Думается, что сказанного здесь
достаточно, чтобы всякий добросовестный изследователь мог убедиться, что
нападки некоторых критиков на Русскую Зарубежную Церковь, в связи с ее мнимым
“неправомыслием”, не имеют исторических, канонических и нравственных оснований.
Составил инок Всеволод (Филипьев), по благословению
Высокопреосвященнейшего Митрополита Лавра,
Первоиерарха РПЦЗ.