Богословие и богословы XX века
Практические вопросы
И, наконец, Кобб обращался к философии процесса за помощью в создании картины будущего. В основе ее лежал акцент на неопределенности будущего. Прогресс возможен лишь благодаря незавершенности будущего, утверждал он. Но это означает, что возможно и обратное — мы можем предпочесть самоуничтожение. Короче говоря, не существует Божьего царства, которому суждено однажды стать кульминацией мирового процесса. И все же именно к этому идеалу, по мнению Кобба, должны быть устремлены наши надежды, и нам следует направить все свои усилия на то, чтобы достичь его. Таким образом, незавершенность будущего позволяет нам творить его вместе с Богом ради создания более совершенного мира.
Работы Кобба не дают четкого представления о том, каким он видит будущее. Вслед за Тейяром он призывал к построению новых человеческих сообществ, основанных на идее соучастия.
Практические вопросы
По мере продолжения своей научной деятельности Кобб потерял интерес к проблемам метафизики и обратился к вопросам более практического характера. Но в поисках ответов он по-прежнему опирался на положения философии процесса.
Одной из занимавших его проблем стал религиозный плюрализм, характерный для современного мира. Кобб выступал за диалог с представителями нехристианских религий с целью взаимного преображения и роста в процессе познания истины. Особый интерес клермонтский богослов проявлял к диалогу с буддизмом. Это неудивительно, учитывая тот факт, что миссионерское служение его родителей проходило в Азии. Кобб попытался показать возможность взаимного преображения за счет слияния христианского представления о Боге и буддистской концепции пустоты. Акцент восточной религии на бесконечности как нельзя лучше сочетался с уайтхедовской картиной Бога. Бог в такой степени открыт непрерывному мировому процессу, что готов даже к полному отождествлению с ним.
По оценке Кобба, диалог с другими религиозными традициями имел огромное значение. Однако еще большее значение приобрели для него три современные проблемы. Вызов, брошенный миру богословами феминизма и освобождения, побудил его встать в их ряды. Тем самым, по выражению самого Кобба, богословие процесса обрело для него политический характер.